1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Из сокровищницы музыкального отдела

Из сокровищницы музыкального отдела

09.06.2025 - 24.06.2025 Холл 2 этажа 12+

В 2025 году Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М Горького отмечает свой юбилей – 165 лет со дня основания. За эти годы много событий пришлось пережить «храму знаний». Путь был тернистым, но, несмотря на все трудности, Горьковка продолжает радовать читателей интересными изданиями, история которых прослеживается в её коллекциях.

На выставке представлены книги и ноты из редкого фонда зала нотно-музыкальной литературы:

«Коллекция отечественных изданий XIX – начала XX века» включает два блока: книжные памятники (полиграфия до 1830 года) и книги периода 1831-1917 годов. Среди них – настоящие жемчужины, представляющие историческую и художественную ценность: «Обиход церковного нотного пения разных распевов» (1805 г.), содержащий основные песнопения знаменного, греческого и киевского распевов, был отпечатан в Синодальной типографии, что подчёркивает важность экземпляра для духовного образования и богослужебной практики. Книга выполнена в цельнокожаном переплёте эпохи на бумаге ручного пресса с характерной фактурой, что типично для ранних русских нотных изданий.

Клавир оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» (1908 г.), вышедший в издательстве Петра Юргенсона, является значимым произведением как с музыкальной, так и с художественной точки зрения. Обложка экземпляра оформлена русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным – мастером прославившимся своими яркими и выразительными иллюстрациями, вдохновлёнными русским фольклором и народным искусством. Визуальные элементы обложки гармонично сочетаются с музыкой Глинки, создавая целостный художественный образ. Это произведение стало знаковым для русского романтизма и оказало значительное влияние на развитие оперного жанра в России.

«Издания первых лет Советской власти, 1918-1925». Особого внимания заслуживает книга «История оперы» (1925 г.) выдающегося немецкого дирижёра и педагога Августа Фердинанда Германа Кречмара, убеждённого в ценности оперы как музыкальной драмы. Данная библиографическая редкость не только отражает музыковедческие тенденции начала XX века, но и представляет значительный интерес для ценителей классической музыки, историков искусства и коллекционеров.

«Великая Отечественная война, 1941-1945» изменила судьбы не только людей, но и отразилась на издательском деле: от качества бумаги до тематики публикаций. Пример тому – многотомный труд профессора Ленинградской консерватории Романа Ильича Грубера «История музыкальной культуры». Первый том увидел свет в1941 году ещё до начала блокады, а последующие создавались в осаждённом Ленинграде, в невероятно тяжёлых условиях голода, холода и постоянных бомбардировок. Это фундаментальное исследование охватывает историю музыки от древнейших времен до XVIII века, детально анализируя эволюцию музыкальных форм, стилей и культурных традиций. Сам факт создания в блокадном городе делает эту книгу памятником научного и человеческого мужества.

Ещё один примечательный артефакт военных лет – клавир оперетты Василия Павловича Соловьёва-Седого «Верный друг» (1945). Написанная в последний год Великой Отечественной войны, оперетта посвящена труженикам тыла, в частности – работникам бумажной промышленности, чей вклад в Победу трудно переоценить. Бумага была стратегическим ресурсом: она шла на печать газет, листовок, карт и документов, а её производство стало символом стойкости и самоотверженности.

Не последнее место в фонде зала нотно-музыкальной литературы занимают личные коллекции, одна из которых «Библиотека Николая Михайловича Сидельникова» певца, скрипача, педагога, дирижёра и композитора, оказавшего влияние на развитие музыкальной культуры Верхневолжья. В его собрании хранятся подлинные раритеты, но особый интерес представляет выдающийся образец музыкального наследия «Мотеты» Иоганна Себастьяна Баха, отпечатанные в 1803 году на бумаге ручного производства. Об этом свидетельствует водяной знак изготовителя, который просматривается на некоторых страницах книги.

Отдельного упоминания заслуживают рукописные ноты Николая Михайловича Сидельникова к спектаклю «Хрустальный башмачок» –уникальный материал, раскрывающий творческий почерк автора и его подход к музыкальному оформлению театральной постановки. Либретто было создано в блокадном Ленинграде Тамарой Григорьевной Габбе – фольклористкой, драматургом, редактором и литературоведом. Её сказка «Хрустальный башмачок» вышла в 1943 году, а уже в 1944-м Калининский драматический театр задумал её постановку. Музыку к спектаклю написал Николай Сидельников, и сегодня эти ноты – живое свидетельство творческого сопротивления даже в самые тяжёлые времена.

Приглашаем вас познакомиться с музыкальными сокровищами!

Выставка будет работать до 25 июня.

Справки по телефону: 34-34-92

Просмотров: 98