Новые поступления отдела литературы по искусству
10.06.2025 - 30.06.2025 Зал искусств 12+
Дорогие друзья, рады сообщить, что фонд литературы по искусству пополнился замечательными и разнообразными новинками!
Вас ожидает знакомство с увлекательным миром художественных изданий различных направлений. Это литература по архитектуре, декоративно-прикладному искусству, живописи, фотографии, искусству театра и кино, а также краеведению.
Число книг, представленных на выставке, достигает четырёх десятков, среди них обращают на себя особое внимание:
1. Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 13 [редколлегия: Т. Н. Вятчанина (отв. ред.) и др.] - Москва, Традиция, 2024. - 302, [1] с.
Тринадцатый выпуск сборника представляет новые материалы по исследуемым и реставрируемым объектам культурного наследия России. Он сформирован большей частью по материалам научно-практической конференции «Давидовские чтения», проводившейся в марте 2023 года в Центральных научно-проектных реставрационных мастерских. Статьи по исследованию памятников и практическому опыту реставрации составляют главные и наибольшие по объёму разделы, имеющие широкий хронологический, типологический и географический охват. Среди них можно выделить труд А. М. Салимова и М. А. Салимовой «Надвратный храм и «царские чертоги» в Жёлтиковом монастыре Твери по материалам исследований 2021 года».
Вопросам теории реставрации и проблемам охраны наследия посвящён отдельный раздел. Инженерным вопросам реставрации также уделено внимание в сборнике.
Издание предназначено специалистам, работающим в сфере реставрации и охраны памятников, архитекторам-реставраторам, искусствоведам, историкам архитектуры и всем, кто интересуется отечественным культурным наследием.
2. Деревянное зодчество. Вып. 9: [сборник научных статей] / Российская академия архитектуры и строительных наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства - Москва: Санкт-Петербург: Коло. - 2024. - 287 с.
Сборник научных статей «Деревянное зодчество» нацелен на освещение широкого круга вопросов, связанных с историей деревянной архитектуры и проблемами сохранения и реставрации памятников. В настоящем выпуске сборника представлены новые исследования как отдельных памятников деревянного зодчества, так и групп объектов, объединённых территориально, принадлежностью к какой-либо традиции либо общими типологическими признаками. Отдельные работы носят теоретический характер, содержат осмысление процессов эволюции и формообразования в традиционном деревянном зодчестве. Также публикуются отзывы на недавно вышедшие книги по тематике деревянного зодчества.
Издание предназначено для архитекторов, практиков-реставраторов, историков архитектуры, искусствоведов и для всех интересующихся традиционной русской культурой.
3. Ковалева Наталия Ивановна. Ситцы красные, цветастые - Москва: Бослен, 2024. - 205, [1] c.
Издание посвящено красным тканям с контрастным рисунком, известным сегодня в России как пунцовые или барановские ситцы. Во второй половине XIX века эти ткани по праву назывались народными: их можно было встретить в городе и деревне, на ярмарке и восточном базаре, в русских павильонах на Всемирных выставках и среди товаров коробейников. Несмотря на широкую популярность пунцовых ситцев и платков, история их появления и бытования в России практически не изучена. Наталия Ковалева, заведующий отделом народного искусства Русского музея, впервые подробно рассказывает об истоках художественной орнаментики, развитии технологии изготовления, о крупнейших зарубежных и российских производствах, а также о доминировании красного цвета в русском народном искусстве и роли краснофонных ситцев в традиционном костюме.
4. Коэн-Солаль Анни. Пикассо. Иностранец: жизнь во Франции, 1900-1973; перевод с английского О. Ю. Захаровой, О. Ю. Лифинцевой. - Москва: Колибри: Азбука-Аттикус, 2024. - 430, [1] c.
Прежде чем Пикассо стал культовым художником и одной из ключевых фигур искусства XX века, он был «подозрительным иностранцем» для французской полиции. Его подозревали в связях с террористами-анархистами, обвиняли в политическом и художественном радикализме и подрыве устоев французского общества. Авангардные стили, в которых он работал, вызывали неприятие у критиков, коллег из мира искусства, консервативной публики. Художник запрашивал французское гражданство, но ему было отказано, и он так и не стал гражданином Франции, хотя во многом именно благодаря ему Франция сохранила в XX веке статус культурного лидера. Анни Коэн-Солаль на основе огромного объёма забытых и введённых ею в научный оборот архивных источников показывает, как благодаря таланту, характеру и вере в себя Пикассо двигался вперёд к признанию, благосостоянию и влиянию в мире искусства, кто помогал и, кто мешал ему на этом пути.
5. Адес Дон (1943-) Фотомонтаж / перевод с английского: Наталья Решетова; редактор: Андрей Фоменко. - Москва: Ад Маргинем Пресс: Ad Marginem Press, 2024. - 230, [1] с.
Книга Дон Адес служит доступным и вместе с тем достаточно подробным введением в историю фотомонтажа как художественной практики со времён первого издания, увидевшего свет в 1976 году. Настоящий перевод сделан с третьего издания, вышедшего в 2021 году с авторскими дополнениями и уточнениями. Дон Адес чётко очерчивает контекст, в котором – на скрещении путей фотографии, кинематографа, прессы, политики и авангардного искусства в пору, когда все эти области деятельности претерпевали бурные трансформации, – фотомонтаж привлёк внимание художников как средство визуального высказывания. Обстоятельно рассматривается расцвет фотомонтажа в период между двумя мировыми войнами, когда он стал одним из важнейших медиумов дадаизма, сюрреализма и раннесоветского ангажированного искусства. Его специфическая риторика, разработанная такими художниками, как Рауль Хаусман, Джон Хартфильд, Ласло Мохой-Надь, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Густав Клуцис, была подхвачена нонконформистами второй половины XX века, творчеству которых также уделяется внимание в книге. Текст сопровождается многочисленными иллюстрациями, составляющими широкую и впечатляющую панораму активистского искусства, эффективно действующего не только на культурной, но и на политической сцене.
6. Ковалик Ольга Григорьевна. Галина Уланова. Одиночество богини. Изд. 3-е. - Москва: Молодая гвардия, 2024. - 558, [1] с.
Галина Уланова – звезда первой величины в мировой хореографии, танец которой приводил зрителей в гипнотическое состояние. Алексей Толстой называл её «обыкновенной богиней», а Сергей Эйзенштейн хотел снимать в роли царицы в фильме «Иван Грозный». При этом расцвет её дара связан со становлением уникального художественного явления – советского балета. Уланова сдавала нормы на значок «Ворошиловский стрелок» и писала в «Правду» искренние статьи о грядущей победе коммунизма. Она стала самой титулованной балериной: лауреатом четырёх Сталинских и Ленинской премий, дважды Героем Социалистического Труда.
Как смогла она, не обладая выдающимися внешними данными, взойти на балетный олимп? Как, в отличие от многих товарок, избежала навязчивого покровительства высокопоставленных ценителей прекрасного? На эти вопросы отвечает книга Ольги Ковалик, лично причастной к судьбе её героини, вышедшей на сцену гением, а сошедшей с неё легендой.
7. Зигфрид Кракауэр. Теория кино. Реабилитация физической реальности; перевод с английского: Д. Ф. Соколова. - Москва: Ад Маргинем Пресс: Ad Marginem, 2024. - 503 с.
Классическая монография Зигфрида Кракауэра – масштабное исследование кино через призму философии и медиаэстетики. Эта книга – первая полная публикация классической монографии Зигфрида Кракауэра (1889–1966) на русском языке. В своём масштабном труде немецкий социолог массовой культуры проводит всестороннее исследование чёрно-белого кино через призму философии и медиаэстетики. Сразу после выхода в 1960 году издание подверглось критике за «старомодность». Кракауэр не уделяет внимание современным ему тенденциям – рисованным фильмам и цвету, – анализируя лишь «чёрно-белое кино, берущее своё начало от фотографии», с целью детально изучить наиболее важные аспекты сущности кинематографа. Для автора камера – это инструмент, способный запечатлеть физическую реальность, и он рассматривает кино как средство отображения переходящей материальной жизни, акцентируя внимание на том, что оно может предложить нашему восприятию мира. Такой подход делает работу Кракауэра книгой вне времени и позволяет автору на каждом этапе развития искусства обращаться с её страниц к настоящему моменту.
Эти и многие другие издания вы найдёте на книжной выставке, которая будет работать до 30 июня.
Следите за нашими публикациями «ВКонтакте», «Одноклассниках», подписывайтесь на обновления группы зала искусств Тверской областной библиотеки имени А. М. Горького.
Справки по телефону: 34-95-59
Просмотров: 26