1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. «И неподкупный голос мой был эхо русского народа»

«И неподкупный голос мой был эхо русского народа»

23.09.2024 - 13.10.2024 Холл 3 этажа 6+

Пока в России Пушкин длится,
                                                                                         Метелям не задуть свечу.

Давид Самойлов

6 июня в нашей стране и в мировом культурном пространстве торжественно и ярко  отмечалось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Поистине ясновидящей силой обладало предчувствие гениального поэта, написавшего «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой». Его блистательная поэзия и превосходная проза за исторически короткое время обнаружили такую мощь художественного излучения, такое активное присутствие в умах и сердцах людей, что стало ясно: с Пушкиным России жить вечно.

Его творчество, насквозь пронизанное национальным духом, запечатлевшее своеобразие русской исторической жизни и характерные черты духовного склада русского народа, – одно из величайших достояний нашей культуры.

Начало пушкиноведения можно отнести к тому времени, когда В. А. Жуковский в феврале 1837 года приступил к разбору рукописей Пушкина, а П. А. Плетнёв написал о своем друге биографический очерк, напечатанный в Х томе журнала «Современник» (1838). Дореволюционная пушкинская библиография отмечена трудами П. В. Анненкова, П. И. Бартенева, Б. Л. Модзалевского, П. Е. Щёголева. В 1859 году Аполлон Григорьев в первой статье из цикла «Взгляд на русскую  литературу со смерти Пушкина» подробно  описал своё отношение к роли поэта как в литературе, так и в истории России. «Пушкин – пока единственный полный очерк народной нашей сущности, образ, который мы долго ещё будем оттенять красками». Время подтвердило точность его предвидений: с конца ХIХ века получила развитие целая отрасль российской гуманитарной науки – пушкинистика.

После речи Ф. М. Достоевского на открытии памятника поэту в Москве (1880) начался новый восход пушкинского Солнца, который обеспечило поколение Серебряного века. «Пушкинианством» было отмечено творчество А. Блока, В. Брюсова, А. Белого, И. Анненского, Вяч. Иванова, О. Мандельштама, А. Ахматовой.  В. В. Розанов отводил Пушкину уникальное место в истории русского духа. В книге М. О. Гершензона «Мудрость Пушкина» поэт представлен как глубокий и во многом ещё непознанный мыслитель.
Бесценный вклад в золотую сокровищницу отечественной словесности внесли обстоятельные труды блистательных ученых ХХ века: С. М. Бонди, Г. А. Гуковского, Б. В. Томашевского,  Г. О. Винокура, Б. М. Эйхенбаума, М. М. Бахтина, М. А. и Т. Г. Цявловских.

Драгоценные исследования и размышления о жизни и художественном наследии «чуда России» оставили для потомков С. Г. Бочаров, В. С. Непомнящий, И. М. Ободовская, М. А. Дементьев, А. М. Гуревич, В. Э. Вацуро, С. А. Абрамович, Г. М. Седова, В. И. Кулешов и другие.

Изучая общенациональное восприятие явления Пушкина, нельзя не заметить роль русской эмигрантской мысли. С 1925 года в русских «культурных гнёздах» стал праздноваться День Пушкина. В книге «Пушкин в эмиграции. 1937 год» собраны рассеянные по зарубежной периодике публикации. Среди авторов – С. Н. Булгаков, Г. В. Адамович, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, С. Л. Франк, Тэффи и другие. Суждения о поэте К. В. Мочульского, П. Б. Струве, Г. П. Федотова, И. А. Ильина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, В. В. Набокова опубликованы в антологии «А. С. Пушкин: pro et contra. Личность и творчество Александра Пушкина в оценке русских мыслителей и исследователей». Достаточно полное воплощение эта тема получила в сборнике «"В краю чужом...": зарубежная Россия и Пушкин: статьи, очерки, речи».

Каждая эпоха открывает в творчестве Пушкина не освоенные ранее богатства. Творчески развивая идеи умных и талантливых пушкинистов прошлого, труды современных исследователей позволяют по-новому взглянуть на особенности художественного мира поэта и его место в русской культуре. Это Б. М. Гаспаров, И. А. Есаулов, В. И. Новиков, М. Д. Филин, Н. А. Тархова, Г. Г. Красухин, М. Я. Визель и другие.

А. С. Пушкин оказал заметное влияние на развитие русского искусства: живопись, музыку, театр, кинематограф. Его писали, рисовали и гравировали почти все крупнейшие художники. Самыми известными являются портреты кисти  замечательных портретистов В. А. Тропинина и О. А. Кипренского.

Особая страница в истории русского книжного дела – иллюстрированные произведения Пушкина. Он и сам любил рисовать: поля его черновых рукописей густо исчерчены рисунками. 

Более тысячи  композиторов  неоднократно обращались к его творчеству. Создано огромное количество драматических и музыкальных инсценировок. Его произведения продолжают жить в современных оперных, балетных, театральных постановках и художественных фильмах.

Память о гениальном поэте бережно сохраняется в музеях, а также увековечена многими скульпторами во всем мире. 
«Алмазные искры» ослепительного фейерверка пушкинской поэзии рассыпаны и по Верхневолжской земле. Несомненный интерес для читателей представляет раздел «Пушкин и Тверской край».

Обращаясь к творчеству и судьбе гения, мы постигаем особенности отечественной истории и русского самосознания. Это и означает «наше всё». Чеканная формула Аполлона Григорьева не теряет ни популярности, ни актуальности. Великий и желанный спутник, вечный современник, Александр Сергеевич идёт с нами от детства до старости, откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. Какое счастье!

Библиотека предлагает учителям словесности использовать выставку для проведения открытых уроков, обзоров, экскурсий. Не упустите такую прекрасную возможность!

Просмотров: 53