Престиж автора зависит от престижа литературы | Если читатель не знает писателя...
Круглый стол, посвященный книжной рекламе, стал, можно сказать, продолжением дискуссии, состоявшейся год назад на первом «Тверском переплете». Тем более что многие присутствующие на нынешней встрече участвовали и в прошлогоднем разговоре.
Тогда вопрос был поставлен радикально: выживет ли традиционная книга в эпоху тотального наступления информационных технологий? Мнение писателей, издателей, ученых и вообще «книжных» людей было единодушным: альтернативы книге нет. Споры касались лишь того, как поддержать должный уровень книжной культуры в нашем обществе.
Потому на этот раз было решено сосредоточиться на проблемах книжной рекламы. В том, что книга – товар особого свойства, с которым само слово «реклама», образованное от глагола «кричать», соединяется довольно туго, не сомневался никто. Как и в том, что реклама книге все-таки нужна и основными коммуникационными каналами для нее остаются библиотеки и СМИ.
В этой связи никого не удивило, что начать разговор на эту непростую тему взялась Татьяна Соколова – председатель Тверского отделения Союза журналистов России. Отметив достойную позицию тверских СМИ в деле пропаганды книги и чтения и отдав должное журналистам «ТЖ» – организаторам «Тверского переплета», она весьма критически оценила уровень «книжных» публикаций, отметив их преимущественно информационный характер. Аналитических, проблемных материалов, касающихся состояния книжной культуры и пропагандирующих чтение как обязательное условие интеллектуального развития общества, по ее мнению, крайне мало. И в том, что мы потеряли одно читающее поколение, есть доля вины и нас, журналистов.
Впрочем, «потерю поколения» признали не все участники разговора. Доцент ТвГУ Наталья Волкова имеет дело, как и другие преподаватели кафедры издательского дела и литературного творчества, с представителями именно этого поколения, вовсе не утратившими тяги к книге. По ее мнению, проблема входящих в социальную жизнь молодых людей состоит в том, что им порой трудно преодолеть агрессивность потребительской психологии, с позиции которой книга такой же товар, как и все остальные. Двоякая природа книги, ценность которой выходит далеко за рамки привычных «товарных» параметров, постигается ими не сразу.
Писатель Борис Евсеев, немало сил и времени отдавший как издательской, так и журналистской деятельности в качестве обозревателя «Литературной газеты», вспомнил о временах, когда именно отрицательная реклама той или иной книги привлекала к ней внимание читателей, в то время как сугубо положительная вызывала скуку и отталкивала. Так порой случается и ныне. Он напомнил старую истину, гласящую, что если читатель не знает писателя, то виноват в этом писатель.
Так завязался разговор о роли автора в продвижении книги и параллельно о государственной политике в области пропаганды книги и чтения. Связь между этими двумя темами не очевидна, но она существует, поскольку престиж писателя в значительной степени зависит от престижа литературы, которую он представляет. Профессор Валерий Редькин, возглавляющий Тверское отделение Союза писателей России, как, впрочем, и другие участники дискуссии, не вполне удовлетворен позицией государства в отношении литературы и культуры в целом. Но, заметил он, если президент страны на память цитирует Лермонтова, значит, сдвиг в нужную сторону все-таки происходит.
Дмитрий Гасин, представлявший издательство «Время», полагает, что не стоит особенно рассчитывать на государство, занятое преимущественно экономическими проблемами. Прямые вложения в рекламу книги, как показывает опыт его издательства, неэффективны. Другое дело – писательская реклама. Автор, умеющий красиво и убедительно представить свою книгу, – находка для издательства.
С ним согласился и Олег Еремин, директор издательства «Серафим и София», отметивший, что пропаганде книги весьма способствует клубная система, в рамках которой объединяются истинные любители книги. Через них информация о достойных внимания книжных новинках распространяется быстрее и надежнее, чем через СМИ.
Участники круглого стола были единодушны в положительной оценке деятельности библиотек, активно пропагандирующих книги, их авторов и чтение как таковое, а также культурно-общественных инициатив, создающих те самые информационные поводы, которые дают журналистам возможность внести свой вклад в повышение интереса широкой публики к литературным новинкам и к их создателям.
Директор библиотеки имени Горького Светлана Мальдова также отметила готовность библиотекарей поддержать любую инициативу такого рода. «Тверской переплет» – пример как раз такой инициативы, способной изменить в лучшую сторону отношение наших земляков к книжной культуре.
Просмотров: 7819