Певец русской темы

15.10.2024 - 31.10.2024 Зал нотно-музыкальной литературы 6+

«Жизнь вне творчества всегда
казалась мне лишённой смысла»
А. Гречанинов

Александр Тихонович Гречанинов – человек удивительной судьбы, живший и творивший в эпоху перемен. Верный ученик Николая Андреевича Римского-Корсакова, композитор, дирижёр, пианист, продолжатель национальной эстетики «Могучей кучки», он всегда придерживался канонам русской классической музыкальной школы.

Родившись в купеческой семье, Гречанинов начал заниматься музыкой довольно поздно: «Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано стало моим неизменным другом». Упорно трудясь, в 1881 году он тайно поступил в Московскую консерваторию, где обучался у В. Сафонова, А. Аренского и С. Танеева. Последний, заметив склонность молодого студента к сочинительству, безвозмездно давал ему частные уроки. В 1890 году он переехал в Петербург, где продолжил обучение в консерватории под руководством Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Ранние хоровые произведения композитора быстро завоевали популярность, и Гречанинов стал известен как мастер хоровой музыки, чьи сочинения часто исполнялись на концертах и церковных службах. Он также активно занимался этнографией, собирая и обрабатывая народные песни – русские, белорусские, татарские и башкирские. Пришли успех и признание.

О жизненном и творческом пути Александра Тихоновича можно узнать из изданий, представленных на экспозиции. Среди них книги музыковедов Юрия Ивановича Паисова и Ольги Михайловны Томпаковой – первые крупномасштабные монографии, основанные на обширном изучении биографических, эпистолярных и музыкально-критических материалов, включая рукописи композитора.

Сборник «А.Т. Гречанинов: Воспоминания. Публикации. Переписка» состоит из трёх разделов и раскрывает новые подробности жизни музыканта. Воспоминания его первой жены Веры Ивановны и ученика Д.Р. Рогаль-Левицкого дают уникальный взгляд на его личность и творчество. Второй раздел включает публикации композитора в периодической печати, воспоминания о работе в школе Гнесиных и первые опыты в детской музыке, а также эссе о Ф.И. Шаляпине. Третья часть знакомит читателей с отзывами прессы на исполнения его значимых произведений и обширным эпистолярным наследием – более тысячи писем, хранящихся в архивах по всему миру.

Наиболее ценным аспектом наследия А.Т. Гречанинова является его хоровая и духовная музыка, основанная на древних церковных жанрах и обогащённая интонациями русского фольклора. Вокальные произведения на стихи русских поэтов также принесли ему известность; романсы охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов и А. Нежданова. Кроме того, он автор пяти симфоний, «Элегии» памяти П.И. Чайковского и ряда других оркестровых сочинений.

В заключительной части экспозиции представлены вокальные и инструментальные произведения композитора на грампластинках из фонотеки отдела и в нотных сборниках, сохраняющих живую связь с богатым наследием русской классической музыки.

Просмотров: 351