За кулисами

01.04.2019 - 15.04.2019 Зал нотно-музыкальной литературы

«Не-е-т, он был не просто «солист Мосэстрады» -
и это прекрасно знают даже те, кто не разделяет моего обожания…
Время показало, что это наша национальная гордость».

И. Смоктуновский.

 

С 1 апреля в зале нотно-музыкальной литературы работает выставка, посвящённая русскому эстрадному певцу, талантливому актёру, композитору и поэту, родоначальнику авторской песни Александру Николаевичу Вертинскому. 

Александр Вертинский родился в Киеве в 1889 году. Отец – Николай Петрович, был частным поверенным-защитником в суде. Мать – Евгения Степановна Сколацкая, была родом из дворянской семьи. Но брак официально был не оформлен – первая супруга Николая Петровича не давала развода. В трёхлетнем возрасте маленький Саша потерял маму, а через два года отца. Пятилетнего Александра и его сестру Надежду взяли на воспитание родственники – в разные семьи. 

Александр в раннем детстве учился плохо, из второго класса Первой Александрийской гимназии его перевели в менее престижную гимназию. Но и там Александр проучился только до 1904 года, окончив пять классов. А в возрасте 15 лет покинул дом, где его воспитывала тётка. Трудное сиротское детство, неоконченная гимназия, непреодолимое влечение к поэзии, театру, музыке привели юного Вертинского в круг киевской богемы. На толкучке Александр покупает подержанный фрак и в нём смело входит в ряды киевской богемы. Во фраке он изображает молодого гения – скептика, далекого от мира. 

Двадцатилетний Вертинский в поисках хлеба насущного чем только ни занимался – продавал открытки, грузил арбузы на Днепре, работал корректором в типографии… Он попытался утвердится на театральной сцене, но, увы, оказалось, что у него панический страх перед зрителем. Первое выступление Вертинского, в еврейском клубе на Подоле провалилось. «Непонятный гений» во фраке вскоре уехал в Москву «за славой», где пытался поступить в труппу Московского художественного театра. Но Константин Станиславский, принимавший экзамен у начинающего артиста, не взял его из-за дефекта речи – Александр сильно картавил. Вскоре выясняется, что в Москве Вертинский никому не нужен, он решает начать учиться. С увлечением занимается в нескольких любительских кружках, в одном клубе ставит спектакль «Роза и Крест» по Блоку, посещает вольнослушателем лекции в Московском университете. Дебютирует в кино –пока что в эпизодической роли. Знакомится с футуристами, встречается с Маяковским и Бурлюком. А главное на молодого человека обратила внимание Мария Александровна Арцыбушева, которая руководила недавно созданным театром миниатюр. Более подробно об этой судьбоносной встрече, и других интересных фактах из биографии артиста, можно узнать из книги воспоминаний Александра Вертинского «Дорогой длинною…» которая представлена на нашей выставке. Эта книга содержит мемуары, стихи и песни, рассказы и зарисовки, письма и фотографии А. Н. Вертинского, а также его семьи, друзей. 

Одной из первых ролей Вертинского в театре миниатюр стал Арлекин в шуточной пантомиме. Затем начинающий артист в образе Пьеро читал свои и чужие рассказы. Именно этот образ на долгие годы станет самым узнаваемым для Вертинского, и собственные песни он будет называть «Ариетки Пьеро». Маска стала частью жизни Вертинского. Даже на фронт в 1914 году он записался под именем Брат Пьеро, где служил в санитарном поезде. Через год Вертинский возвратился в Москву в Арцыбушевский театр миниатюр и предложил там этот оригинальный номер. Идея понравилась. На сцене он появлялся основательно загримированным и в специально сшитом костюме Пьеро. Вертинский с белым, как снег, лицом исполнял несколько песенок – «Минутку», «Маленького креольчика», «Попугая Флобера», «Лилового негра» …

Пришел оглушительный успех! Так в 1916 году Вертинский стал по-настоящему знаменит. Артист перешел в другой театр, где и начал триумфальные гастроли по всей стране. «Грустным Пьеро» он выступал сравнительно недолго, со второй половины 1915 года и до конца 1917-го. Он восторженно принял февральскую революцию, но «убежал от Октября». Два года он провел на юге, а в ноябре 1920 года Вертинский покинул родину. Начались долгие годы скитаний. Турция, Румыния, Польша, Германия, Франция, Ливан, Палестина, США, Китай – здесь он встретит свою любовь грузинку Лидию Циргава, которая была младше артиста на 34 года и подарила ему двух дочерей Анастасию и Марианну. Вертинскому рукоплескали восторженные залы, его слушателями и почитателями были представители королевской крови, но он тосковал по Отчизне. Он добился разрешения вернутся в марте 1943 года. Об этом непростом, но в то же время замечательном периоде жизни артиста расскажет книга «За кулисами». В ней впервые песни А. Вертинского даны в единой композиции с его художественной прозой, интервью корреспондентам газет, письмами к жене, а также воспоминаниями о поэте, композиторе и артисте К. Паустовского, А. Гладкова, Н. Сац, Ю. Олеши и др. В книге содержится более 60 документальных фотографий Вертинского разных лет. 

После многих лет эмиграции Вертинский возвратился на родину. И сразу начал петь для раненых солдат и сирот. Теперь Вертинский стал колесить с гастролями уже не по миру, а по родной стране. С выступлениями он проехал от Сибири до Средней Азии, давал по двадцать четыре концерта в месяц. После окончания войны он вновь начал сниматься в кино – «Анна на шее», «Великий воин Албании Скандербег». Стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени за эпизодическую роль в фильме «Заговор обречённых». На родине Вертинский сочинил свои последние песни – «Доченьки», «Пред ликом Родины», «Дорогая пропажа», «Памяти актрисы», «Последний бокал», «Ворчливая песенка» … 

Чаще всего он пел свои собственные песни – «Мадам, уже падают листья», «Танго «Магнолия», «Прощальный ужин». В его репертуаре также были песни на стихи Блока, Есенина, Волошина, Цветаевой, Ахматовой, Гумилева, Северянина…  Охотно исполнял и цыганские романсы – «Дорогой длинною», «Ах, душа моя, мы с тобой не пара». Он пел в концертных залах, во всевозможных кабаре, а в трудные времена и в ресторанах. Что бы ни пел Вертинский, он оставался самим собой, не подчиняясь ни сильной индивидуальности избранного автора, ни традициям того или иного песенного жанра. Фёдор Иванович Шаляпин называл Вертинского «великолепным сказителем», потому что судьбы персонажей он проживал, перевоплощаясь в образ своего героя или героини, или отстраненно «показывал» их зрителю. 

На выставке представлены книги о жизни и творчестве артиста, мемуары Александра Вертинского, интересные и содержательные статьи из журналов, нотные сборники, CD-альбомы и грампластинки фирмы «Мелодия» с замечательным вокальным наследием великого певца.

Не пропустите! Выставка работает до 15 апреля.

Просмотров: 6754