1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Классик русской музыки

Классик русской музыки

01.08.2020 - 31.08.2020 зал нотно-музыкальной литературы 12+

«Главный характер всех сочинений

                                                        Глазунова – неимоверно широкий

                                                             размах, сила, вдохновение, светлость

                                                             могучего настроения, чудесная красота,

                                                             роскошная фантазия, иногда юмор,

                                                             элегичность, страстность и всегда

изумительная ясность и свобода формы»

(В. В. Стасов)

С 1 по 31 августа в зале нотно-музыкальной литературы работает выставка «Классик русской музыки», посвящённая 155-летию со дня рождения крупнейшего русского композитора, музыканта, профессора и директора Санкт-Петербургской консерватории (1905-1928), пропагандиста русской музыки Александра Константиновича Глазунова.

Александр Константинович родился 10 августа 1865 года в семье известного книгоиздателя. Фирма «Братья Глазуновы» была одним из лучших издательств, существовавших со времён Екатерины.

Отец композитора, Константин Ильич, проявлял интерес к музыке. В юности он играл на скрипке и рояле. Мать, Елена Павловна, была неплохой пианисткой, брала уроки фортепианной игры у лучших музыкальных педагогов Петербурга. Это была семья, в которой органично сочетались традиции русской семейной патриархальности с образованием детей в европейском духе.

Дарование мальчика проявилось очень рано – его исключительность подтвердил М.А. Балакирев, называвший его «Маленьким Глинкой». Юный Саша с одного раза запоминал и воспроизводил на фортепиано любое услышанное произведение, мог сочинять музыку в уме, освоил игру на различных музыкальных инструментах.

Теорию музыки Александр изучал под руководство Николая Андреевича Римского-Корсакова. Кроме того, у него были замечательные домашние учителя, сыгравшие большую роль в развитии его музыкального вкуса. Первые опыты в сочинении относятся к совсем раннему возрасту, причём совершенно очевидно тяготение к инструментальной музыке. Необычайная организованность в занятиях позволили ему уже в ранние годы достигнуть высокого мастерства.

К 1881 году Александр Глазунов закончил свою Первую симфонию, и 17 марта 1882 года она была исполнена в Зале Дворянского собрания. Римский-Корсаков назвал этот день великим праздником для всех петербургских музыкантов, – он писал, – «Юная по вдохновению, но уже зрелая по технике и форме, симфония имела большой успех».

После исполнения Первой симфонии возникли новые знакомства, сыгравшие значительную роль не только в жизни композитора, но и в истории русской музыки вообще. Миллионер-лесопромышленник М.П. Беляев, восхищённый талантом молодого композитора, стал проводить у себя в доме еженедельные музыкальные собрания по пятницам. Возникло содружество музыкантов – «Беляевский кружок». Вдохновлённый творчеством А.К. Глазунова, он учредил ежегодные Глинкинские премии, организовывал регулярные «Русские симфонические концерты», основал собственное нотное издательство.

Деятельность Александра Константиновича Глазунова связана не только с композиторским творчеством. Он выступал как дирижёр, музыкальный критик, вёл большую работу по редактированию и изданию произведений русских композиторов.

Творческое наследие Глазунова – золотой фонд мировой классики. Им были созданы балеты «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года», фортепианные концерты, сонаты, пьесы, романсы, хоры, кантаты. Однако, главные достижения композитора связаны с симфонической музыкой. Никто из отечественных музыкантов конца XIX — начала XX века не уделял жанру симфонии такого внимания как Глазунов – его 8 симфоний образуют грандиозный цикл.

За заслуги в деле развития музыкальной культуры в послереволюционные годы Глазунову в 1922 году было присвоено звание Народного артиста республики. Но, в 1928 году Александр Константинович эмигрировал в Европу. Именно здесь, на чужбине и в тоске по Родине, композитор обращается к духовной музыке. Он делает выдающиеся обработки пасхальных песнопений для мужского хора. До последних лет эти переложения входили в репертуар церковных хоров русского зарубежья.

Более подробно ознакомиться с основными этапами жизни и творчества, раскрыть все грани таланта Александра Константиновича помогут книги, статьи из периодических изданий, нотные альбомы, CD и виниловые диски, представленные на выставке.

Приглашаем всех!

Количество просмотров: 112