1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Философское наследие Иммануила Канта в России

Философское наследие Иммануила Канта в России

01.04.2024 - 30.04.2024 Холл 3 этажа 12+

Кант в своей умственной жизни постоянно касался
таких вечных вопросов человеческой мысли,
по отношению к которым никогда
не может быть сказано последнее слово.

В. И. Вернадский

22 апреля исполняется 300 лет со дня рождения основоположника немецкой классической философии, новатора в науке, оригинального и глубокого мыслителя Иммануила Канта (1724–1804).

Идеи, внесённые великим учёным в сокровищницу мировой общественной мысли, их рождение и обогащение в драматическом столкновении между собой, в органической связи с развитием цивилизации и культуры рассматриваются в монографиях, научных статьях и сборниках, историко-философских очерках и эссе, в книгах, адресованных читателю, для которого философия не профессия, а сфера искреннего интереса к истории философии, культуре, судьбе человеческого духа.

Тема «Кант и Россия» необычайна обширна и не нова. Первые сведения о нём стали проникать в Россию ещё при жизни мыслителя, не говоря уже о том, что некоторое время (в годы Семилетней войны, 1756–1763 гг.) он считался российским подданным, а в 1794 г. был избран иностранным почётным членом Российской Императорской академии наук в Санкт-Петербурге. Первые публикации о Канте появились в конце XVIII века в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина, и за прошедшие два столетия трудно найти сколь-нибудь значительного русского философа, который не упоминал бы имени Канта и не выразил бы отношения к его учению.

В академическом изложении его наследия большое место занимал П. Д. Юркевич (1827–1874). Значительно дальше по пути проникновения в философию Канта пошёл Вл. Соловьёв. Его последователями были Л. М. Лопатин, С. Н. Трубецкой, С. Л. Франк. Труды этих и других известных исследователей опубликованы в антологии «Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции».

Следует отметить, что и в советские годы признание великого вклада Канта в философию получило адекватное выражение. В 1974 году, к 250-летию со дня его рождения, вышел сборник «Философия Канта и современность», в котором П. П. Гайденко, Н. В. Мотрошилова, И. С. Нарский убедительно раскрыли актуальное значение гносеологических, этических и правовых идей философа. Среди тех, кто интерпретировал, комментировал, считал необходимым соотносить собственное философствование с критической философией кёнигсбергского мыслителя, выдающиеся учёные советской эпохи: В. Ф. Асмус, Ю. М. Бородай, А. В. Гулыга, А. А. Гусейнов, Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, Т. И. Ойзерман, Э. Ю. Соловьёв. Книги многих из них переизданы и достойно представлены на выставке.

И в постсоветскую эпоху признание актуального значения философии Канта стало в нашей стране необходимой истиной, без которой дальнейшее творческое развитие философии невозможно. В сборнике «Кант и философия в России» (1994) исследуются рецепции кантовской философии крупнейшими представителями русской мысли, начиная с М. А. Бакунина, А. И. Герцена и кончая Н. О. Лосским, П. Флоренским, Е. Н. Трубецким, В. И. Вернадским; представлены аналитические обзоры кантовской тематики в журналах «Вопросы философии и психологии» и «Логос», а также в изданиях духовных академий (Киевской, Петербургской, Московской, Казанской).

Отдельный пласт исследовательской литературы посвящён русскому неокантианству. Примечательна монография Н. А. Дмитриевой «Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки», в которой рассматривается процесс рецепции трансформации кантовского критицизма в России в конце XIX – первой половине XX века, реконструируется феномен русского неокантианства, изучается влияние марбургского неокантианства на русскую культуру и вклад русского неокантианства в универсум критической философии.

Сборник статей известных современных философов «Неокантианство в России: А. И. Введенский, И. И. Лапшин» посвящён университетским учёным Санкт-Петербурга, основателю критической традиции в русской философии и его последователю.

В 2010 году в результате совместной работы интернационального авторского коллектива вышел сборник «Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры».

Кант настолько интересен философам, что исследовательская литература неисчерпаема и постоянно пополняется новыми монографиями, диссертационными работами и публикациями в журналах. Назовём некоторые из них: Л. А. Калинников «Иммануил Кант в русской поэзии: философско-эстетические этюды», А. Н. Круглов «Философия Канта в России в конце XVIII – первой половине XIX веков», А. Пекуровская «Герметический мир Имманула Канта: по ту сторону зрения и слуха», С. А. Нижников «Творчество Иммануила Канта в диалоге культур России и Запада», Д. О. Аронсон «Сделки разума: конституция кантовской философии права».

Обращаясь к творческому наследию Иммануила Канта в 300-летнюю годовщину со дня его рождения, уместно задаться вопросом, заключает ли оно идеи, которые обладают безусловной ценностью, и сохраняют ли они в полной мере своё значение для нас, людей XXI века? Ищите ответ на выставке «Философское наследие Иммануила Канта в России»!

Просмотров: 209