1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Выдающиеся педагоги советской школы

Выдающиеся педагоги советской школы

01.08.2023 - 09.09.2023 Холл 3 этажа 6+

Чтобы стать настоящим
воспитателем детей,
надо отдать им своё сердце...
В. А. Сухомлинский

В Год педагога и наставника мы чествуем учителей, преподавателей и основоположников советской педагогической мысли и науки. Наша выставка посвящена выдающимся педагогам ХХ века Василию Александровичу Сухомлинскому, Симону Львовичу Соловейчику, Шалве Александровичу Амонашвили, Юрию Константиновичу Бабанскому.

В советский период развития отечественного образования произошло существенное приращение педагогических знаний, сделано немало педагогически целесообразного и перспективного для развития дидактики, методики воспитания. Возникла единая система образования с преемственными ступенями обучения – от начальной до высшей школы, была решена задача организации обязательного всеобщего обучения, улучшилось качество и количество среднего, профессионального и высшего образования. Советская система образования за исторически короткий срок добилась больших успехов, но одновременно этот период отличается сложностью, противоречивостью, драматизмом. Движение педагогической науки, образования по восходящей линии происходило в трудных социальных условиях, в обстановке диктатуры и цензуры официальных властей, сокращения контактов с мировой педагогической общественностью, слабого использования исторического опыта российской и зарубежной школы.

Важное значение для отечественной педагогики имела концепция и практическая деятельность Василия Александровича Сухомлинского (1918– 1970). Смысл всей своей жизни он выразил одной фразой: «Сердце отдаю детям». Он первым из советских педагогов обратился к проблемам духовности школьника, к ценностным основаниям образования, создал в школе воспитывающую среду, которая способствовала организации жизни детей и взрослых на началах истины, добра, красоты. Педагогика Сухомлинского – педагогика доброты и человечности. В её основе лежат любовь и уважение к ребёнку, доброта и чуткость, знание и понимание ребёнка, вера в него и трепетное к нему отношение, забота о его развитии. Педагогика Сухомлинского – педагогика настоящего и будущего, всецело направленная на реализацию гуманистического идеала. Поэтому можно утверждать, что её значение будет расти, поскольку идеи добра и человечности, которые проповедовал Василий Александрович, в наши дни завоёвывают всё больше сторонников. На выставке представлены книги незаурядного педагога: «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Письма к сыну», «Мудрость родительской любви», «О воспитании», «Как воспитать настоящего человека» и другие.

Начиная с 60-х годов, отечественная культура обогатилась идеями сотрудничества, диалога, совместного действия, уважения личности ребёнка. Возникла так называемая педагогика сотрудничества. Среди её представителей – известные учёные-педагоги Симон Львович Соловейчик (1930–1996) и Шалва Александрович Амонашвили (род. 1931).

Книги талантливого журналиста, философа, педагога С. Соловейчика, в которых сложные мысли изложены самым простым языком, будут полезны учителям, родителям и детям. Его работы «Учение с увлечением» и «Педагогика для всех» учат любви, основанной на уважении к ребёнку с одной стороны и уважении к родителям с другой. В 1992 г. Соловейчик основал собственную газету «Первое сентября».

Педагог, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики, «Рыцарь Гуманной педагогики», обладатель многочисленных званий и наград, автор огромного количества трудов по педагогике и психологии Шалва Александрович Амонашвили создал собственную методику работы с детьми – гуманную педагогику. По словам известного учёного М. В. Богуславского, «место, которое занимает Ш. А. Амонашвили в современном российском образовании, уникально – это великий педагог, самобытный духовный мыслитель, навсегда прописанный и укоренённый в Мире Детства». Книга «Здравствуйте, дети!» стала настольной книгой многих учителей, в уникальном трактате «Школа жизни» изложены основные концепции гуманно-личностной педагогики, работа «Как любить детей» поражает своей искренностью, простотой, мудростью.

Крупный методолог и теоретик педагогики, создатель теории оптимизации педагогического процесса Юрий Константинович Бабанский (1927–1987) является автором более трёхсот научных работ, получивших широкое признание среди учёных и учителей. Вот некоторые из них: «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», «Педагогика», «Комплексный подход к воспитанию школьников». Бабанский призывал педагогов к свободе выбора метода, формы, приёмов и средств обучения и воспитания, к проявлению индивидуальной позиции учителя, к постоянному осмыслению и анализу своей деятельности, к использованию творчества в своей работе.

Педагоги искали особые формы и содержание, способы и методы психолого-педагогического воздействия на подрастающее поколение. Приходите на выставку и черпайте идеи мудрых педагогов, исследуйте богатое педагогическое наследие, которое становится актуальным сегодня!

Просмотров: 872