В каждом звуке Россия

01.04.2023 - 30.04.2023 Зал нотно-музыкальной литературы 12+

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды.
Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…»

С.В. Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов… композитор, пианист, дирижёр и педагог. В зале нотно-музыкальной литературы открылась выставка, посвящённая 150-летию со дня рождения мастера фортепианной, симфонической и вокальной музыки.

Многие композиторы XIX – начала XX века становились известными прежде всего, как выдающиеся исполнители, покорявшие публику блестящей виртуозностью, и Сергей Васильевич – не исключение.

Интерес Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, а затем была приглашена учительница Анна Дмитриевна Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Сергей поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс Владимира Васильевича Демянского – русского музыканта, пианиста, педагога. Затем была Московская консерватория. Именно здесь он встретил Петра Ильича Чайковского, предсказавшего ему блестящее будущее.

Сергей Васильевич проявил себя и как прекрасный дирижёр. В 24 года он, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, а позже в Большом театре два сезона под его управлением исполнялся весь русский оперный репертуар. Гастрольные поездки приносили Рахманинову признание его таланта как пианиста и как композитора.

Основную часть экспозиции занимают книги и популярные журналы, рассказывающие о жизни и творческой деятельности музыканта. Среди всего многообразия хочется выделить несколько изданий. В любимой многими читателями серии «Жизнь замечательных людей» в 2014 году вышла книга «Рахманинов» писателя и литературоведа, кандидата филологических наук Сергея Романовича Федякина. Автор сумел ёмко и выразительно воссоздать образ музыканта и Человека с большой буквы. Получилась очень интересная история жизни композитора – музыкальная, лиричная, нежная и в то же время серьёзная, масштабная, и вдумчивая. С изящной простотой поданы и основные факты биографии композитора: кризис и депрессия, работа в Большом театре, в частном театре Мамонтова и образ дирижёра, неприятие революции, жизнь в эмиграции и причины прекращения сочинительства.

Двухтомник «Воспоминания о Рахманинове» по мемуарам друзей, коллег и родных музыканта позволяет документально осветить различные периоды жизни Сергея Васильевича. Свободная, живая манера высказывания, особая эмоциональная теплота и искренность повествования делают их привлекательным источником познания жизни и творчества великого русского композитора.

В петербургском издательстве «Вита Нова» вышла биография Рахманинова, написанная известным петербургским пианистом и исследователем жизни и творчества композитора Людмилой Ковалёвой-Огородновой. Повествование сопровождается богатым иллюстративным материалом, причём некоторые фотографии снабжены уточнениями по датировке и персонализации. Значительную часть книги составляет Приложение, включающее хронологию выступлений, концертные программы и каталог сочинений Сергея Васильевича, а также письма композитора, некоторые из которых впервые публикуются на русском языке.

Дополняют выставку грампластинки и нотные альбомы. Посетители могут прослушать произведения Рахманинова в исполнении признанных мастеров русской инструментальной и вокальной школ, а также услышать непревзойдённую игру самого маэстро.

В записи на виниловых дисках представлены знаменитые фортепианные концерты Сергея Рахманинова. Их можно назвать музыкальными романами, которые прославили композитора на весь мир, раскрыв его талант в полной мере. Особенно популярен Второй фортепианный концерт, написанный в 1901 году, посвящённый психотерапевту Николаю Владимировичу Далю, который помог музыканту вновь обрести веру в себя после долгой депрессии.

Особое место в вокальной лирике занимает гениальный «Вокализ», посвящённый Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. Интересно то, что чаще всего он звучит не в вокальном варианте, а в многочисленных переложениях. Предлагаем вам послушать это знаменитое произведение в исполнении Ансамбля скрипачей Большого театра СССР.

К сожалению, в период иммиграции Сергей Васильевич почти не писал. Только летом 1940 года композитор закончил вторую редакцию Четвёртого фортепианного концерта и последнее сочинение – Симфонические танцы. Закончив партитуру, Рахманинов написал в конце страницы: «Благодарю Тебя, Господи!».

Музыка Сергея Васильевича Рахманинова радует своей поразительной красотой и волнует нескончаемым потоком образов.

Приглашаем вас. Экспозиция будет интересна как профессионалам, так и любителям музыки. Выставка будет работать до конца апреля.

Просмотров: 601