1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Мастер музыкального портрета

Мастер музыкального портрета

14.02.2023 - 28.02.2023 Зал нотно-музыкальной литературы 12+

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.»
А.С. Даргомыжский

В зале нотно-музыкальной литературы открылась выставка, приуроченная к 210-летию со дня рождения великого композитора, основоположника реалистического направления в русской музыке Александра Сергеевича Даргомыжского.

Он родился 14 февраля 1813 года в Тульской губернии, а затем семья переехала в Петербург. Получив домашнее, но весьма разностороннее образование, в котором особое место занимали поэзия, театр, и музыка, Александр уже в юные годы начал сочинять романсы и инструментальные пьесы. К восемнадцати годам он был автором многих произведений для фортепиано, скрипки, двух квартетов, кантат и романсов.

В своих первых творческих опытах Даргомыжский проявлял большую художественную самостоятельность. Его привлекали образы «униженных и оскорблённых», он стремился воссоздать в музыке разнообразные человеческие характеры, согревая их своим сочувствием и состраданием. «Великим учителем музыкальной правды» называл его Модест Петрович Мусоргский.

Ведущее место на экспозиции занимают энциклопедические издания, книги и журналы, иллюстрирующие жизнь и творчество композитора, среди которых хочется выделить монографию музыковеда, профессора Московской консерватории Михаила Самойловича Пекелиса. Это трёхтомное исследование, охватывающее практически весь период жизни музыканта. В книге дана характеристика личности композитора, а также приведён анализ его важнейших сочинений. Издание рассчитано в основном на профессионалов, но вместе с тем доступно и большинству любителей музыки.

Любознательных читателей всех возрастов несомненно заинтересует вторая книга из серии «Гении Земли Русской. Начало пути». Её автор Анна Ивановна Веселова рассказывает о детских и юношеских годах композитора. Написана она в жанре исторической реконструкции, передающей интересы общества и традиции той эпохи. Все сведения взяты из самых различных источников: воспоминаний современников, музыковедческих работ, писем и автобиографий. Тщательно подобранные художниками иллюстрации помогут представить те далекие времена.

В конце 1830-х годов – не без влияния Михаила Ивановича Глинки – Даргомыжский приходит к идее написать оперу. После недолгих поисков сюжета композитор избирает роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Здесь, помимо сюжета, его привлекло правдивое изображение сильных человеческих характеров и напряжённый драматизм. Работа над «Эсмеральдой» продолжалась три года и была завершена в 1841 году.

В следующем произведении, опере-балете «Торжество Вакха», он обратился к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, с поэзией которого в большой степени связаны все его последующие сочинения. Одноименное стихотворение Пушкина послужило основой для оригинальной музыкально-хореографической картины.

Вершиной творчества композитора явилась опера «Русалка», законченная в 1855 г. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику. Лучшие эпизоды «Русалки» – драматически напряженные сцены-дуэты, в которых композитор смело сочетает русские мелодии с выразительной вокальной декламацией.

На экспозиции широко представлены клавиры опер, сборники романсов и песен на стихи великих русских поэтов, сочинения для симфонического оркестра, грампластинки из фонотеки отдела.

Приходите! Выставка будет работать до конца февраля.

Просмотров: 576