1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. К 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского

К 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского

01.02.2023 - 21.02.2023 Холл 3 этажа 12+

«Сделать как можно более пользы моему Отечеству -
вот единственная цель моей жизни, и к ней-то
должен направлять все свои способности»
Из дневника К. Д. Ушинског

К. Д. Ушинский стоял у истоков русской педагогики и по праву занимает особое место в педагогической науке как отечественной, так и мировой. По глубине в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующие развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция, опирающаяся на идеи народности, не имела себе равных.

В своем фундаментальном, не имевшем аналогов в мировой педагогической литературе труде «Педагогическая антропология» учёный рассмотрел физиологические механизмы психической деятельности, знание которых имеет первостепенное значение для воспитателя. Им также были определены дидактические принципы. Дидактика К. Д. Ушинского создавала основу для разработки учебных программ и планов, подготовки учебников, наглядных пособий, средств обучения.

Научные идеи учёного нашли отражение в работах его учеников и последователей известных педагогов Д. Д. Семёнова, Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, П. П. Блонского и других. В школе крупного учёного, педагога и просветителя С. А. Рачинского «Родное слово» Ушинского было в числе основных учебников в воспитании и обучении детей. Глубокую связь с творчеством Ушинского чувствовал видный педагог и религиозный мыслитель XX века В. В. Зеньковский.

Объёмные сочинения К. Д. Ушинского, представленные на выставке, составляют золотой фонд знаний о воспитании, обучении и образовании детей. Значение К. Д. Ушинского для русской школы, непоколебимость его авторитета отмечали все исследователи, писавшие о нём и анализировавшие его наследие. П.Ф. Каптерев, крупнейший педагог другого поколения, никогда лично не знавший К. Д. Ушинского, высоко ценил его труды и был уверен в том, что начала, которые проповедовал русский классик, войдут в жизнь. Прогрессивный характер педагогической системы учёного отмечали в своих работах советские педагогики С. Ф. Егоров, Н. К. Гончаров, М. А. Данилов и другие. Актуальность идей К. Д. Ушинского в практике воспитания и обучения сегодня раскрыта в статьях современных исследователей Н.Л. Шеховской, Д.А. Донцова, Г.В. Лимонцевой, Г.Ю. Максимовой и Н.А. Виноградовой, и других.

В Гатчинской гимназии, в которой Ушинский преподавал несколько лет, сегодняшний коллектив педагогов очень бережно относится к его учению, соотносит свою образовательную и воспитательную системы с постулатами великого учёного. Его книги «Родное слово», «Детский мир. Хрестоматия» до сих пор являются «непревзойдёнными образцами педагогической классики». Их использование в сочетании с применением современных технологий обучения на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира помогает младшим школьникам формировать их миропонимание и жить в окружающем мире.

Не меньший интерес представляет на выставке эпистолярное наследие К. Д. Ушинского. Его переписка с М. И. Семевским, Л. Н. Модзалевским, Н. А. Корфом и другими деятелями просвещения, с которыми его объединяла общность педагогических взглядов и просветительских устремлений позволяет наиболее полно ознакомиться с педагогической концепцией, общественными убеждениями и гражданскими позициями учёного.

К. Д. Ушинский был замечательным писателем. Его «Сказки и рассказы» - наглядные примеры уроков жизни.

Работы великого педагога не только не устарели, но и приобрели сегодня новую силу, смысл и значение. Кропотливые труды К. Д. Ушинского, основанные на принципах истинной гуманности и высокой нравственности остаются в центре внимания всех тех, кто думает о воспитании настоящего гражданина своего Отечества.

Приглашаем на выставку всех заинтересованных научным наследием К. Д. Ушинского, творческое прочтение и критическое осмысление которого способствует более глубокому пониманию педагогического процесса, поиску новых средств совершенствования практики обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях!

Просмотров: 1952