Россия и Европа

01.12.2022 - 21.12.2022 Холл 3 этажа 16+

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя,
Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя!
Афанасий Фет «Памяти Н.Я. Данилевского»

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) – крупнейший мыслитель ХIХ столетия, естествоиспытатель, социолог, публицист, умелый организатор хозяйственной жизни России. В сфере его интересов были проблемы реорганизации денежной системы, протекционистские меры в промышленном производстве, исследование состояния рыболовства во всех водных бассейнах европейской части России и многое другое. Оценивая достижения русской культуры, Данилевский проявил себя как филолог и искусствовед. Его творческое наследие включает политические и экономические работы, составившие посмертно изданный «Сборник политических и экономических статей» (СПб.,1890). Большое внимание заслуживает книга «Дарвинизм. Критическое исследование». Однако, подлинную известность и мировое признание ему принёс фундаментальный труд «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», первоначальный вариант которого был опубликован в 1869 году в журнале «Заря», отдельное издание вышло в 1871 году. Переиздание книги в 1888, 1889 и 1895 годах отразило нарастающую заинтересованность в отношении национальной проблематики – именно она составляла идейную суть историко-философского учения Данилевского. Этот интерес сопрягался с никогда не иссякавшей   устремлённостью в общественной мысли к осмыслению судьбы России, национальной самоидентификации. Положение России в мире, проблема «Россия – Запад», занимавшие центральное место в труде Данилевского, рассматривались через призму разработанной им теории культурно-исторических типов, положившей начало становлению сравнительного подхода к изучению цивилизаций.

Дискуссия 1870 – 1890 годов вокруг Данилевского – одно из важнейших событий в истории русской общественной мысли XIX столетия. Среди благожелательных читателей его главного труда были Ф.М. Достоевский, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.В. Розанов, К.Н. Леонтьев, Н.Н. Страхов; среди негативно настроенных – В.С. Соловьёв, Н.К. Михайловский, Н.И. Киреев, П.Н. Милюков. А какой разброс мнений - от безоговорочной апологетики: «Это будущая настольная книга всех русских надолго» (Ф.М. Достоевский) до безоговорочного отрицания: «Коран всех мерзавцев и глупцов» (Вл. Соловьёв).

Выдвинутая Данилевским теория культурно-исторических типов оказала большое влияние на западную философию культуры. В ХХ веке его идеи развивались в трудах немецкого философа О. Шпенглера, английского историка и культуролога А. Тойнби, американского социолога русского происхождения П.А. Сорокина и других.

В советский период идеи Данилевского подвергались жёсткой критике. Его обвиняли в монархизме, консерватизме, великодержавном шовинизме и национализме. В энциклопедических словарях выдающийся учёный и патриот упоминался как реакционер, его работы не переиздавались и стали библиографической редкостью.

Негативная оценка его творчества сменилась в современной России огромным интересом, началась републикация его историософских работ. В 1991 году вышло издание «Россия и Европа» под редакцией С.А. Вайгачёва с развернутым послесловием и комментариями, затем сборник политических статей «Горе победителям», «Политическая философия. Дополнения к книге «Россия и Европа». Идеи Данилевского стали предметом исследования и обсуждения в трудах философов, историков, социологов, культурологов, политологов: издано большое количество публикаций в газетах, журналах и сборниках статей, защищено более десятка диссертаций, вышли отдельные книги. Отметим некоторые из них. Этапной работой стала монография Б.П. Балуева «Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»; эволюцию мировоззренческих ориентаций учёного исследует С.И. Бажов в книге «Философия истории Н.Я. Данилевского»; А. В. Ефремов в монографии «Борьба за историю» рассматривает идеи мыслителя в оценке его современников. Воззрения Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева на западные ценности изложены в работе Е.В. Киреевой «Проблема «Россия – Запад» в мировоззрении русских консервативных мыслителей ХIХ – начала ХХ века». В.С. Соловьёв был первым, кто высказал и развил основные положения критики историософской концепции Данилевского. Об этом можно прочитать в статье Е. Рудницкой «Владимир Соловьёв против Николая Данилевского», опубликованной в международном научном сборнике «VITTORIO». Всё богатство идей великого русского мыслителя и патриота обстоятельно представлено в исследовании А.Я. Кожурина «Н.Я. Данилевский: жизнь и творчество».

Работы западных философов, посвящённые Данилевскому и его книге «Россия и Европа», тщательным образом проанализированы Ю.С. Пивоваровым в книге «Два века русской мысли».

В разгорающейся на наших глазах очередной геополитической схватке идеи Н.Я. Данилевского звучат более чем актуально. Действительно, мы можем наблюдать, что в жертву геополитическим установкам сегодня приносятся экономические интересы (санкции Запада против России), межкультурные коммуникации, принципы международного права (односторонний и демонстративный выход США из ряда договоров) и тому подобное.

Пришло время новых размышлений о судьбе России, о её месте в мире, поскольку, как писал Данилевский, русский патриотизм проявляется ярче всего в критические моменты. Главные позитивные уроки Данилевского состоят в том, что Россия должна сохранять и защищать свою культурную самобытность и независимость, что болезнь «европейничанья» опасна для России, что Россия по своему историческому и геополитическому статусу является центром глобальной мировой политики. Её функция в этой политике - быть защитницей мира от агрессивных устремлений отдельных цивилизаций к мировому господству, быть гарантом мирного сосуществования самобытных цивилизаций в многополярном мире. Сложные вопросы взаимоотношений России и Европы, так же как и славянского единства, имеют глубокую историю. Они имеют не только своё вчера и сегодня, но и завтра. На их осмысление огромное идейное влияние оказал Н.Я. Данилевский и его книга «России и Европа».

Приходите на выставку и убедитесь в этом сами!

Просмотров: 913