1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Садово-парковое искусство

Садово-парковое искусство

05.10.2022 - 31.10.2022 Отдел патентно-технической и экологической информации 12+

Рукотворный сад — это произведение искусства, но не застывшее, не мёртвое, а которое живёт, функционирует, видоизменяется. К настоящему времени старинные парки превратились в природно-исторические объекты, где историческое прошлое, архитектурно-композиционные особенности, флористические отличия и экологические особенности образуют их внутреннее содержание. Окунуться в атмосферу старинных садов можно посетив книжно-иллюстративную выставку «Садово-парковое искусство».

В создании парковых ансамблей России принимали участие такие прославленные зодчие, как Ж. Леблон, В. Растрелли, М. Земцов, В. Баженов, Ч. Камерон, Д. Кваренги, А. Воронихин, Д. Жилярди, А. Григорьев. Парковые сооружения вместе с прилегающими к ним садами проектировали И. Коробов, П. Еропкин, А. Квасов, С. Чевакинский и многие другие. Устройством парков занимались выдающиеся мастера садового дела и учёные.

Но всё же понятию русского сада ближе не блестящие и редчайшие даже по масштабам огромного государства ансамбли (Петродворец, Павловск, Архангельское, Софиевка), а рядовые, «типичные» дворянские усадьбы, которые интенсивно строились во второй половине XVIII и начале XIX в. вокруг столиц и во всех среднерусских провинциях. Раздел выставки «Старинные парки и усадьбы России» знакомит посетителей с литературой о русских парках и садах.

Книга авторов А.П. Вергунова и В.А. Горохова «Русские сады и парки» (2007) посвящена искусству создания парков и садов в России, начиная с допетровского времени и кончая рубежом XIX -XX веков. Читатель познакомится с богатством нашего национального наследия, особенностями становления и развития всемирно известных садово-парковых ансамблей, узнает об их планировке, пейзажах, художественном убранстве многих из них.

Удивительное издание «Русская усадьба Серебряного века» (автор М.В. Нащокина, 2007) переносит читателя в один из самых лиричных периодов нашей истории, когда создавались не только живописные и литературные шедевры, но и архитектурно-парковые ансамбли. Созданию садов, уходу за ними, символике его образов, топонимике владельцы уделяли очень много внимания. Это приносило видимые плоды. Усадебные сады Серебряного века отличались друг от друга не менее чем усадебные дома.

Когда-то конец  XVIII столетия назвали «золотым веком» русской усадьбы. Усадебные комплексы и рукотворные сады создавались и в Тверском крае. Этой теме посвящён раздел «История усадебной культуры Тверской области».

Усадьба Никольское-Черенчицы — характерный пример творчества известнейшего русского архитектора, литератора, изобретателя и учёного последней четверти XVIII в. Николая Александровича Львова. В то же время он уникален. Совпадение в одном лице и автора, и владельца позволило достигнуть единства в подходе к решению как хозяйственных, так и эстетических задач. Многие дворянские усадьбы, расположенные вокруг Торжка и строившиеся в последнее десятилетие XVIII в., являются плодами творчества Н.А. Львова. Среди них: Знаменское-Раёк, Митино, Василёво, Прямухино, Арпачёво.

Усадьба «Знаменское-Раёк» - сокровище русской культуры. Она связана со знаменитым родом Глебовых-Стрешневых, которые были в родстве с императорским домом. Возводилась усадьба как парадная резиденции, в которой можно принимать царственных особ. Книга авторов И. Кононовой и Н. Самсонадзе «Знаменское-Раёк» рассказывает об истории возрождения знаменитой тверской усадьбы XVIII века.

В любое время года приятно посетить Прямухино: побродить по парку, посидеть у «родника И.М. Бакунина» и на «Дедушкиной горке», окунуться в море цветов на поляне перед домом и возле Осуги, постоять у дерева Белинского» и подняться на «Кутузовскую горку». Жемчужине культурного наследия Тверской земли посвящены несколько книг выставки («Прямухино. Усадьба Бакуниных», 2001; «Памятные места села Прямухина», 1989).

В современных условиях ландшафтная организация территории стала необычайно актуальной. Растёт спрос на благоустройство, озеленение частных и муниципальных территорий, повышаются требования к инженерному благоустройству участков – это устройство альпийских горок, гротов, бассейнов, естественно вписанных в пространство, мощение дорожек и площадок. Главная задача садово-паркового и ландшафтного строительства сегодня – создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий. По этой теме подобрана литература в разделе «Современный ландшафтный дизайн». Вниманию профессионалов и любителей предлагаются книги: «Ландшафтный дизайн от А до Я» (2006); «Создаём дачный сад» Ю.Б. Марковского, 2007; «Ландшафтное искусство» И.П. Лепкович, 2004 и другие.

Выставка «Садово-парковое искусство» будет работать до 31 октября.

Приглашаем всех желающих.
Справки по телефону: 34-70-94.

Просмотров: 2436