1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Выставка новых поступлений

Выставка новых поступлений

10.09.2022 - 25.09.2022 Холл 3 этажа 12+

Книга как выражение слова, мысли и знания занимает важное место среди памятников прошедшего и должна занимать его в будущем.

Н. Ф. Фёдоров, философ, родоначальник традиции русского космизма

Библиотека напоминает постоянным читателям и приглашает новых на информационную выставку, где будут представлены книги по философии, психологии, социологии, политологии, истории, праву, экономике, технике, сельскому хозяйству, искусству, издания на иностранных языках, художественная и краеведческая литература. Такая объёмная, разнообразная и красивая выставка бывает только в сентябре!

Для учёных на выставке – добротные монографии, интересные сборники статей и документов, редкие научные издания; для студентов – учебники и учебные пособия от ведущих научных школ, представляющие качественный образовательный контент; для любознательных читателей – информация, запечатленная в документах, биографиях, мемуарах; для художественных натур – великолепные альбомы по живописи, замечательные издания о музыке и музыкантах, прекрасные поэтические сборники.

Обращаем ваше внимание на некоторые редкие и наиболее примечательные книги.

 

Русский космизм: Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский /под ред. А. Г. Гачевой, Б. И. Пружинина, Т. Г. Щедриной. – Москва: Политическая энциклопедия, 2022. – 694 с.: ил. – (Философия России первой половины ХХ века).

Прекрасно изданный и иллюстрированный сборник научных работ посвящён оригинальному течению русской философской мысли - космизму и его главным представителям: родоначальнику традиции этого идейного движения Н. Ф. Фёдорову, основоположнику космонавтики К. Э. Циолковскому, автору учения о ноосфере В. И. Вернадскому, создателю гелиобиологии А. Л. Чижевскому. Интерес к традиции космизма возник ещё в советское время в значительной мере благодаря успехам отечественной космонавтики. Тогда в работах Р. А. Гальцевой, Н. К. Гаврюшина, С. Г. Семёновой, Ф. И. Гиренка утвердился термин «русский космизм». В последующие десятилетия идеи космистов оказались востребованными в самых широких интеллектуальных кругах. Ноосферная космическая мысль рассматривалась не сама по себе, а в тесной связи с русской духовной культурой; с творчеством писателей и поэтов (Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, Андрея Белого и Вячеслава Иванова, В. Я. Брюсова и В. В. Маяковского, Н. А. Клюева и С. А. Есенина, Велимира Хлебникова и Н. А. Заболоцкого, А. М. Горького и Б. Л. Пастернака), а также художников (В. Н. Чекрыгина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова и других).

 

Философские поколения /Автор идеи, сост. и отв. ред. Ю. В. Синеокая. – Москва: Изд. дом ЯСК, 2022. – 1232 с., ил.

Поводом к размышлению о специфике философских поколений и их роли в становлении философской традиции стал в 2021 году 100-летний юбилей Института философии РАН. Со страниц книги звучат голоса всех философских поколений, представители которых работают сегодня в Институте философии, а также голоса университетских коллег, связанных с институтом общими проектами. Начинается сборник с раздела, посвящённого философам 1920–1940-х годов. Роль транслятора их голосов и военного философского поколения взял на себя блестящий знаток советского периода отечественной философии С. Н. Корсаков. Ему удалось по крупицам архивных документов, записям из личных дел, материалам следствия, наградным листам, уцелевшим текстам, письмам, мемуарам вдохнуть жизнь в тех, кто ушёл навсегда.

Другие главы – это летопись московского философского сообщества, рассказанная участниками описываемых событий от первого лица, групповой автопортрет отечественных философов середины ХХ – начала ХХI века.

В книге звучат голоса учёных, мнение которых ценят коллеги и современники: это те, кто создаёт атмосферу, в которой возможно творчество, и обладает даром вдохновлять собеседника, те, кому дано видеть в повседневности Историю.

 

Брилёв С. Б. Забытые фронты Второй мировой войны. От Албании до Антарктиды. – Москва: Кучково поле: Музеон, 2022. – 544с.: ил.

В центре внимания известного журналиста-международника, кандидата исторических наук Сергея Брилёва – страны, весьма удалённые от очевидных фронтов, но оказавшиеся на нашей стороне. Это Абиссиния-Эфиопия, Гондурас, Куба, Новая Зеландия, Тува и Уругвай (любимый автором). На основе книги на телеканалах «Россия – 1», «Россия – 24» и «История» были показаны его документальные фильмы. Новая книга С. Брилёва также посвящена малоизвестным аспектам Второй мировой войны вдали от основных европейских фронтов: в Албании, на Карибах, в Суринаме, Южной Африке, Уругвае и Антарктиде. Автор исследует вовлечённость в эти события Советского Союза и его восприятие в этих частях света. Особый ракурс исследования – 200-летие открытия Антарктиды и боевые действия в Антарктике и Южной Атлантике в 1939–1944 и 1982 годах. На примере вновь открытых деталей перехода советского крейсера–ледохода «Микоян» через Южную Африку и Уругвай раскрываются детали восприятия СССР во внешнем мире в 1939–1941 годах. Книга основана на архивных материалах и личных впечатлениях автора в многочисленных командировках.

 

Гоголь Н. В. Майская ночь, или Утопленница / иллюстрации Анатолия Зверева. – Москва: Эксмо, 2021. – 76с.: ил.

Известная повесть Н. В. Гоголя впервые увидела свет с иллюстрациями лучшего, по мнению Пикассо, русского рисовальщика. Это эксклюзивное коллекционное издание создано для тех, кому важна органичность текста и визуального ряда. Гоголь не случайно был любимым писателем советского художника–авангардиста Анатолия Зверева: ему явно близка гоголевская экспрессия, чувство юмора, любовь к таинственному.

Подступаясь в середине 1950-х годов к гоголевским сочинениям, молодой Зверев пошёл на дерзкий эксперимент. Он меньше всего думал о правилах иллюстрирования, о реакции издателей (каковых и в помине не было), о следовании букве произведения: Гоголь служил для него точкой опоры, с помощью которой он перевернул искусство своего времени. Буквально за два-три года Зверев создал огромную галерею рисунков практически ко всем произведениям Гоголя.

Зверевские иллюстрации «Майской ночи» до сих пор хранились в архивах и частных коллекциях и не были доступны почитателям таланта художника. Почти четыре десятка черно-белых рисунков пером – фирменный почерк мастера, виртуозно владевшего этой техникой и стремившегося запечатлеть всё самое важное, страшное и смешное в тексте: и поцелуи влюблённых, и шалости парубков, и чёрную душу ведьмы, и красоту украинской ночи.

Уникальная возможность для читателя познакомиться с изданием, где сошлись два гения на самом пике творческих сил: мастер прозы из Полтавской губернии и выросший в Сокольниках живописец и график, взорвавший своей экспрессией официальный советский реализм.

 

Случевский К. К. Профессор бессмертия. – Москва: Книжный клуб Книговек, 2021. – 560 с. – (Поэты в стихах и прозе).

Константин Константинович Случевский (1837–1904) известен современному читателю как поэт и переводчик. И мало кто знает, что проза занимает немалое и важное место в его творчестве и в истории литературы. Прозаические произведения характеризуются жанровым разнообразием, психологизмом, смесью беллетристики и религиозно-философских рассуждений, стилем неровным и не всеми оцененным на протяжении последующих эпох.

В сборник включены также поэтические циклы «Думы», «Мефистофель», «Чернозёмная полоса», «В снегах» и апокрифическое предание «Элоа». В советские времена произведения К. Случевского редко переиздавались, поэтому некоторые из них публикуются впервые. Предваряет издание статья Валерия Брюсова «Поэт противоречий».

 

Плещеев А. И. Ломбардный билет. – Москва: Книжный клуб Книговек, 2021. – 512 с. – (Поэты в стихах и прозе).

Поэзия Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893), русского писателя, переводчика и литературного критика, известна читателям ещё со школьных лет. Любители русского романса также могут процитировать многие поэтические строки, ведь на стихотворения Плещеева написано более ста романсов. А вот его проза практически незнакома современному читателю. Но стоит только начать читать короткие, ироничные, весёлые рассказы, и сразу становится понятно, насколько закономерно в истории литературы было появление Чехова и Аверченко. Многие рассказы, включённые в этот сборник, впервые публикуются в современной орфографии.

Львович–Кострица А. И. Михаил Васильевич Ломоносов: великий сын России. – Москва: Белый город, 2020. – 128 с.

Имя М. В. Ломоносова, первого русского учёного с мировым именем, выдающегося физика, астронома, теоретика языка, художника, поэта, навсегда вошло в историю науки и культуры. Текст русского литератора, впервые вышедший в 1890 году, написанный в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, сохраняет свою ценность и по сей день. В издание вошли уникальные материалы из Гессенского государственного архива, архива Марбурга, университетского фотоархива Марбурга, Технического университета Дрездена и личных архивов членов Правления Общества друзей Московского университета из Марбурга, Фрайберга, Карлсруэ и Дрездена.

Опубликованный с сокращениями и современными комментариями, великолепно иллюстрированный текст может быть рекомендован отнюдь не только библиофилам, но и тем, кто совсем не искушён в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы профессия.

На выставке можно будет предварительно записаться на книги из отдела абонемента и по окончании её работы взять их для чтения дома.

Не забудьте, пожалуйста, читательский билет! Те, кто ещё не является читателями нашей библиотеки, запишитесь, пожалуйста, будем Вам очень благодарны! Справки по телефону: 34-38-00.

 

Просмотров: 2023