Сократ музыки

15.11.2021 - 30.11.2021 Зал нотно-музыкальной литературы 12+

15 ноября в зале нотно-музыкальной литературы открылась выставка, посвященная 165-летию со дня рождения Сергея Ивановича Танеева – русского композитора, пианиста, педагога, музыковеда, учёного.

 Сергей Иванович родился 25 ноября 1856 года во Владимире на Клязьме. Детство его прошло в высококультурной среде – богатая домашняя библиотека, обычай разъясняться с родными на трёх языках, литературные и музыкальные вечера. У Серёжи уже в малолетнем возрасте обнаружились большие музыкальные способности, он имел прекрасный слух и редкую музыкальную память. С пяти лет мальчик начал обучаться игре на фортепиано, а в 1866 году в неполных десять лет поступил в Московскую консерваторию. Здесь юный Танеев встречается с крупнейшими музыкантами того времени. Николай Григорьевич Рубинштейн берёт его в свой класс фортепианной игры, завязывается знакомство с Петром Ильичом Чайковским, вначале педагогом по композиции, а в дальнейшем близким его другом.

 В девятнадцать лет Танеев заканчивает обучение в консерватории. В первом же публичном выступлении он обращает на себя внимание как профессионально законченный пианист с вполне определившейся самостоятельной манерой трактовки музыкального произведения. Об этом писал в записках Пётр Ильич Чайковский: «Г-н Танеев блестящим образом оправдал ожидания воспитавшей его консерватории и слухи, уже давно ходившие в музыкальных кружках, об его необыкновенном таланте. Кроме чистоты и силы техники, кроме элегантности в тоне и изящной лёгкости в исполнении пассажей, г. Танеев удивил всех тою зрелостью понимания, самообладанием, спокойной объективностью в передаче идеи исполняемого, которые просто немыслимы в таком юном артисте».

 Вскоре Сергей Иванович числится уже профессором, воспитавшей его консерватории, а спустя ещё несколько лет избирается её директором. Он пользуется большим авторитетом как энергичный деятель, прямой и бескорыстный человек, наконец, как профессионал, прекрасно знающий своё дело. Он был большим другом студентов, ибо видел в них будущее русской музыки. Учениками Танеева являлись такие известные музыканты, как Рахманинов, Скрябин, Метнер, Глиэр, Игумнов, Яворский, Гречанинов.

 Творческая деятельность композитора одна из самых примечательных страниц русской музыкальной классики. За ним закрепился авторитет человека редких нравственных достоинств, за что его даже прозвали «совестью музыкальной Москвы».

 На экспозиции представлены издания, рассказывающие о жизни и деятельности композитора, теоретические исследования. Результатом его многолетней работы стал ряд ценных трудов по проблемам теории музыки и монументальный труд по полифонии «Подвижной контрапункт строгого письма», получивший мировую известность.

 Хочется уделить особое внимание дневникам, которые Сергей Иванович начал вести в тридцать восемь лет, уже зрелым, много передумавшим человеком со сложившимся, привычным жизненным укладом. Стиль дневников предельно лаконичный, деловитый, они охватывают 1894-1909 годы и отражают творческую, педагогическую и научную деятельность, эстетические взгляды, творчество современников.

 В основном разделе экспозиции – нотные сборники, грамзаписи и CD-альбомы. Среди них романсы на стихи известных поэтов, симфонические и хоровые произведения, две кантаты, а также единственная в творчестве музыканта опера-трилогия «Орестея» (по Эсхилу).

 Современники часто сравнивали Танеева с Сократом. Оба они оставили после себя многочисленных учеников, не написав при этом серьёзных сочинений. Однако время всё расставило по своим местам. Произведения Танеева, казавшиеся современникам сухими и устаревшими, сегодня воспринимаются как самобытное явление Серебряного века.

 Приглашаем всех! Выставка будет работать до 30 ноября

 

Просмотров: 2796