1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Пётр Иванович Юргенсон – издатель и меценат

Пётр Иванович Юргенсон – издатель и меценат

30.09.2021 - 27.10.2021 Холл 2 этажа 12+

«Я всей душой предавался служению этому делу,
оно мне очень близко к сердцу было не только по выгоде,
но как создание моё, приносящее пользу
не только мне, но и очень многим».

П.И. Юргенсон

С 30 сентября по 27 октября в холле 2 этажа будет работать выставка «Пётр Иванович Юргенсон – издатель и меценат», посвящённая 185-летию со дня рождения основателя крупнейшего в дореволюционной России музыкального издательства.

Пётр Иванович родился в 1836 году в Ревеле (ныне Таллин) в семье шкипера рыбачьего судна. В 14 лет он отправился в Санкт-Петербург к своему брату, который работал в музыкальной торговле «М. Бернарда». Освоив несколько профессий и в 19 лет получив звание мастера, Пётр решил начать самостоятельную карьеру и переехал в Москву. Здесь расторопного юношу приметил основатель Московской консерватории – пианист и дирижёр – Николай Григорьевич Рубинштейн. Именно он и подал идею молодому приказчику основать собственное дело.

Так 10 августа 1861 года в Москве открылась издательско-торговая фирма Петра Ивановича Юргенсона. Сначала начинающий предприниматель издавал только ноты, но с 1866 года стал издавать и книги по музыке.

В 1867 году Юргенсон основал первую в России нотопечатню. К началу XX века его издательство стало крупнейшей нотоиздательской и нототорговой фирмой в России, имевшей отделение в Лейпциге. Пётр Иванович много сделал для распространения русской музыки в стране и за рубежом, а также смог добиться высокого качества выпускаемой продукции.

Основная заслуга Петра Юргенсона – последовательная работа над изданиями сочинений русских композиторов. В своём молодом редакторе Петре Чайковском он сразу заметил огромный талант и предложил печатать его сочинения. Так Юргенсон стал первым и практически единственным издателем творений Петра Ильича Чайковского.

Важной чертой благотворительной и меценатской деятельности Юргенсона являлось его участие в судьбе многих композиторов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этом он видел одно из призваний человека, добившегося общественного признания и экономического успеха. Значительную часть получаемой прибыли он направлял на развитие музыкальной культуры и музыкального образования в России, на распространение и прославление русской музыки за рубежом.

Экспозицию открывают фотоальбомы с видами мест, где прошло детство и юность известного музыкального издателя, журналы и книги о жизни и деятельности Петра Ивановича Юргенсона. Рекомендуем обратить внимание на монографию ведущего научного сотрудника Российской национальной библиотеки, профессора, доктора исторических наук Сергея Владимировича Белова «Музыкальное издательство им. П.И. Юргенсона», в которой автор подробно проанализировал деятельность издательства с момента его основания.

Неподдельный читательский интерес вызовет переписка Петра Ивановича с известными русскими композиторам Милием Алексеевичем Балакиревым и Петром Ильичом Чайковским. Это ценнейший эпистолярный и литературный памятник отечественной культуры, где все письма публикуются в полном объёме, без купюр.

В основном блоке выставки представлены лучшие образцы вокальной музыки, симфонические и фортепианные сочинения. Впечатление производят дореволюционные клавиры русских и западноевропейских опер. Среди них – «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, оформленные художником Иваном Билибиным, а также опера «Эрнани» Джузеппе Верди. Книги «Руководство к практическому изучению гармонии» П.И. Чайковского, «Методический курс оркестровки Ф.А. Геварта», «Музыкальный словарь» Г. Римана представляют издания по теории музыки.

Тридцать пять тысяч музыкальных изданий – таков итог деятельности фирмы к 1917 году. В 1918 году фирма национализируется и продолжает работу как подразделение Музыкального отдела Народного Комитета просвещения, а затем как Музыкальный сектор государственного издательства. В 1930 году учреждение приобретает самостоятельность и отныне называется Государственным музыкальным издательством (Музгиз). В 1964 году оно получает название – «Музыка», которое носит до сих пор.

После революции имя великого издателя долгие десятилетия почти не упоминалось. Идею генерального директора издательства «Музыка» Марка Александровича Зильберквита о возрождении великого бренда поддержал правнук основателя фирмы Борис Петрович Юргенсон. Так в конце 2004 года в Россию вернулась знаменитая российская марка.

Новый «П. Юргенсон», безусловно, уступает по масштабам своему одноименному предшественнику, однако его деятельность происходит по тем же заветам и принципам, главный из которых – пропаганда великого наследия русской музыки.

Петр Иванович Юргенсон и его музыкальное издательство заняли достойное место в истории мировой музыкальной культуры.

Приглашаем всех! Посетителям выставки представится возможность оценить прошлое и настоящее известного музыкального издательства.

Справки по телефону: 34-34-92

Количество просмотров: 64