170100, г. Тверь, Свободный переулок, 28
+7 (4822) 34-37-55

Лермонтов в музыке

01.10.19 9:00 Зал нотно-музыкальной литературы

«Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова,
будто слушаешь музыкальные аккорды»

В. Белинский

В зале нотно-музыкальной литературы работает выставка, посвящённая 205-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова – русского поэта, драматурга, художника.

Лермонтов очень любил музыку. Среди сохранившихся писем поэта есть одно, доказывающее его глубокую внутреннюю музыкальность и чуткость. Письмо адресовано близкому другу, Марии Лопухиной: «О! как я хотел бы Вас снова увидеть, говорить с Вами. Мне благотворны были бы самые звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами, а теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: нет ни жизни, ни движения…».

Поэт был глубоко убеждён в том, что слово, зафиксированное на бумаге, мертво, и только музыка может передать живое течение речи, её неповторимую интонацию. Лермонтов не просто слушал, он тонко чувствовал мелодию и звуки, потому остро ощущал оттенки настроений: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха». Этот редкий дар поэт унаследовал от матери. Как и Мария Михайловна, он с упоением играл на фортепиано, в пансионе выучился играть на скрипке, увлекался флейтой, с удовольствием пел.  

Лермонтов был истинным ценителем серьёзной музыки и оперного искусства. Внимательно следил за музыкальной жизнью обеих столиц, старался не пропустить ни одного значительного спектакля или концерта. Чаще других посещал знаменитые музыкальные вечера графа Виельгорского. Принимали поэта и в доме знатока древнерусского музыкального искусства писателя В.Ф. Одоевского. На дружбу этих двух людей повлияло общее влечение к русской народной музыкальной культуре, интерес к которой у Лермонтова зародился ещё в детстве. В имении бабушки, в исполнении крепостных крестьян он слышал много песен – веселых, грустных, игровых, обрядовых – и отводил им особую роль: «…если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях».

Мелодическая, интонационная структура поэзии Лермонтова привлекла и до сих пор продолжает привлекать внимание композиторов. На темы его произведений создано свыше двух с половиной тысяч музыкальных сочинений, в том числе 50 опер, 10 балетов, более 50 симфонических поэм и кантат, музыка к спектаклям и кинофильмам.

Проникновение музыкантов в мир художественных образов поэта началось с двух романсов гениального М.И. Глинки. Его дело продолжил А. С. Даргомыжский. Написанные А. Варламовым вокальные сочинения «Парус», «Я, Матерь Божия», «Ангел» – лучшие из всех, созданных на эти же стихи. Многие годы лермонтовская тема занимала особое место в творчестве композиторов «Могучей кучки», и больше всего оказала влияние на М. А. Балакирева. Римский-Корсаков решился написать музыку только на пейзажные и лирические темы Лермонтова. Антон Рубинштейн сочинил три оперы на сюжеты поэм Лермонтова, одна из которых, «Демон», обрела долгую сценическую жизнь. Пётр Ильич Чайковский испытывал глубокую симпатию к поэзии Лермонтова. В одном из писем композитор восхищался стихотворением «Любовь мертвеца»: «… текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты». В творческих планах композитора было создание оперы «Бэла», он собирался её писать в содружестве с А.П. Чеховым. Но замысел, к сожалению, остался неосуществлённым.

Своей выставкой мы хотим обратить внимание читателей на имена самых ярких представителей русской музыкальной культуры, писавших музыку по произведениям поэта. На экспозиции вы найдёте грамзаписи и нотные альбомы песен и романсов, клавиры опер «Казначейша» и «Демон», книги о взаимосвязи музыки и литературы в творчестве Михаила Юрьевича.  

Тема интерпретации творений поэта в музыке неисчерпаема. Исследователь XX века И.Р. Эйгес справедливо заметил: «Лермонтов даёт поразительные, редкие в мировой литературе образцы того, как именно следует воссоздать в словесной форме поэтическими средствами своеобразие музыкального переживания».

Приглашаем всех. Выставка работает до 31 октября.

Количество просмотров: 37