На «Тверском переплете» показали, что скрыто между страниц

08.11.17 14:24

Как вы относитесь к комиксам? Многие на этот вопрос ответят: покупаю иногда своему ребенку. Однако те, кто посетил молодежную площадку «Тверского переплета», убедились: комикс – это серьезно, и интересно не только для детей.


Комикс - это серьезно

Знакомьтесь: художники Алексей Трошин и Надежда Суркова и сценарист Дмитрий Романов. Они расскажут нашим читателям о комикс-сообществе «Хронограф», представят захватывающие произведения, выполненные в этой технике, и пояснят, почему графический рассказ или роман – чтение для вдумчивых.

Драма в акварельных тонах

- Алексей, первый вопрос к вам. На «Переплете» вы представили свой графический роман «Диптих». Поражает контраст: в произведении идет речь о Первой мировой войне. Тогда человечеству был дан шанс понять: теперь и впредь любая война будет идти на уничтожение. Вместо эпической схватки героев лицом к лицу - химические атаки, танки, бомбы, месиво, где могут перемолоть своих и чужих. Однако герои «Диптиха» - симпатичные звери, с забавными мордочками и пушистыми ушками, на страницах преобладают акварельные тона. Драма в стиле детского мультфильма - это цепляет за душу. Вы хотели сыграть на контрасте, показать всю абсурдность войны?

Алексей: - Идея выразить характеры людей через образы животных не нова, на этом строятся многие сказки и басни. И для комикса это классический прием. В какой-то мере это дает читателю возможность посмотреть на событие спокойно и вдумчиво, как бы со стороны, не деля героев на «наших» и «врагов».

- И сделать акцент именно на человеческих качествах, которые символизирует образ того или иного животного?

Алексей: - Да, те, кто прочел «Диптих», могли заметить: по обе линии фронта есть мышь, кабан, грач… А главный герой и его антагонист – собаки-корги, умная, верная и выносливая порода.

- То есть именно образы животных помогают читателю осознать: каждый из нас - человек. На какую сторону не забросила бы судьба, все мы одинаково любим жизнь, своих близких и свою землю и зачастую верим в одни и те же идеалы. Кстати, довольно сильный эффект на читателя производит момент, когда акварельные изображения вдруг сменяются строгой графикой.

Алексей: - Для героя, уставшего от войны, жизнь становится черно-белой. Сумеет ли он выжить и снова видеть все краски мира? Те, кто прочтет графический роман «Диптих», об этом узнают.

Таланты и эпохи

- Теперь к Надежде вопрос. «Писатели и революция»- еще одна масштабная тема. В этот сборник вошли рассказы о шести судьбах: Блок, Гумилев, Маяковский, Бунин, Есенин и Булгаков. Продолжение темы будет?

Надежда: - Возможно. Есть наброски по Цветаевой, а сейчас «Хронограф» работает над биографией русского поэта и живописца Максимилиана Волошина.

- Говорят, вы с товарищами по цеху «замахнулись» и на Льва Толстого? Школьники могут ожидать такого «подарка», как «Война и мир», краткое содержание в комиксах?

Надежда: - Нет, «Войну и мир» пусть честно читают. Надеемся, наша работа побудит их это сделать. Ведь что такое по сути комикс? Это изображение самых напряженных, самых ярких моментов, основных вех той или иной истории. Но при этом остается столько недосказанного... Что происходило «от кадра к кадру», что спрятано между страницами? Это будит воображение. Вдумчивый читатель непременно задастся этим вопросом и возьмет в руки классику.

Рисующие время

- Ваши произведения, как и работы Алима Велитова, Аскольда Акишина и других художников, входящих в сообщество «Хронограф», посвящены преимущественно историческим событиям, биографиям великих людей, живших в переломные моменты. Это случайность или концепция?

Дмитрий: - Название говорит само за себя: в переводе с греческого «хронос» - время, «графо» - писать. То есть рисующие время. «Хронограф» - это масштабный исторический проект, которым заинтересовались ведущие музеи России. Так, идея графического романа по биографии Льва Толстого, про который мы только что говорили, нашла отклик в Ясной Поляне. Издание сборника планируется приурочить к юбилею писателя: 9 сентября 2018 года исполнится 190 лет со дня рождения Льва Николаевича.

- А правду говорят, что рисунки из «Пожара Москвы», который вы тоже сейчас представили читателю, использовались при оформлении избы Кутузова в музее-панораме «Бородинская битва»?

Дмитрий: - Да, по заказу этого музея его и рисовали.

- Такая концепция требует очень взвешенного и строгого научного подхода, соблюдения исторической достоверности в каждой работе.

Дмитрий: - Безусловно. Для «Пожара Москвы» фактуру собирали по музеям. В изображениях мундиров, оружия выверен каждый штрих.

Месседж с продолжением

- Принято считать, что новое поколение предпочитает общение в стиле СМС, и короткий «месседж», лучше в виде картинки, – один из самых эффективных способов донести до молодежи что-то важное. Не потому ли родилась идея говорить о серьезных вещах с помощью комиксов?

Дмитрий: - А вот не скажите. Мы только что проводили мастер-класс. Подросткам дали задание прослушать саунд-треки и придумать сюжет для короткого графического рассказа, а затем перенести свои идеи на бумагу. И практически все ребята дали заявку на рассказ с продолжением. Школьники охотно рассуждали на такие серьезные темы, как удача и крах, знаки судьбы, преодоление беды, любовь, верность, доброта и взаимопомощь.

- А изобразить все это им удалось?

Надежда: - Кому как. Но если ребята рискнули выразить свои мысли графически, значит, эти мысли как минимум четкие и ясные, и творческая жилка присутствует.

Источник: https://tverlife.ru/news/na-tverskom-pereplete-pokazali-chto-skryto-mezhdu-stranits.html

Просмотров: 7478