Престиж автора зависит от престижа литературы | Если читатель не знает писателя...

19.11.16 12:34

Круглый стол, посвященный книжной рекламе, стал, можно сказать, продолжением дискуссии, состоявшейся год назад на первом «Тверском переплете». Тем более что многие присутствующие на нынешней встрече участвовали и в прошлогоднем разговоре.


Тогда вопрос был поставлен радикально: выживет ли традиционная книга в эпоху тотального наступления информационных технологий? Мнение пи­сателей, издателей, ученых и вообще «книжных» людей было единодушным: альтернативы книге нет. Споры касались лишь того, как поддержать должный уровень книжной культуры в нашем обществе.

Потому на этот раз было решено сосредоточиться на проблемах книжной рекламы. В том, что книга – товар особого свойства, с которым само слово «реклама», образованное от глагола «кричать», соединяется довольно туго, не сомневался никто. Как и в том, что реклама книге все-таки нужна и основными коммуникационными каналами для нее остаются библиотеки и СМИ.

В этой связи никого не удивило, что начать разговор на эту непростую тему взялась Татьяна Соколова – председатель Тверского отделения Союза журналистов России. Отметив достойную позицию тверских СМИ в деле пропаганды книги и чтения и отдав должное журналистам «ТЖ» – организаторам «Тверского переплета», она весьма критически оценила уровень «книжных» публикаций, отметив их преимущественно информационный характер. Аналитических, проблемных материалов, касающихся состояния книжной культуры и пропагандирующих чтение как обязательное условие интеллектуального развития общества, по ее мнению, крайне мало. И в том, что мы потеряли одно читающее поколение, есть доля вины и нас, журналистов.

Впрочем, «потерю поколения» признали не все участники разговора. Доцент ТвГУ Наталья Волкова имеет дело, как и другие преподаватели кафедры издательского дела и литературного творчества, с представителями именно этого поколения, вовсе не утратившими тяги к книге. По ее мнению, проблема входящих в социальную жизнь молодых людей состоит в том, что им порой трудно преодолеть агрессивность потребительской психологии, с позиции которой книга такой же товар, как и все остальные. Двоякая природа книги, ценность которой выходит далеко за рамки привычных «товарных» параметров, постигается ими не сразу.

Писатель Борис Евсеев, немало сил и времени отдавший как издательской, так и журналистской деятельности в качестве обозревателя «Литературной газеты», вспомнил о временах, когда именно отрицательная реклама той или иной книги привлекала к ней внимание читателей, в то время как сугубо положительная вызывала скуку и отталкивала. Так порой случается и ныне. Он напомнил старую истину, гласящую, что если читатель не знает писателя, то виноват в этом писатель.

Так завязался разговор о роли автора в продвижении книги и параллельно о государственной политике в области пропаганды книги и чтения. Связь между этими двумя темами не очевидна, но она существует, поскольку престиж писателя в значительной степени зависит от престижа литературы, которую он представляет. Профессор Валерий Редькин, возглавляющий Тверское отделение Союза пи­сателей России, как, впрочем, и другие участники дискуссии, не вполне удовлетворен позицией государства в отношении литературы и культуры в целом. Но, заметил он, если президент страны на память цитирует Лермонтова, значит, сдвиг в нужную сторону все-таки происходит.

Дмитрий Гасин, представлявший издательство «Время», полагает, что не стоит особенно рассчитывать на государство, занятое преимущественно экономическими проблемами. Прямые вложения в рекламу книги, как показывает опыт его издательства, неэффективны. Другое дело – писательская реклама. Автор, умеющий красиво и убедительно представить свою книгу, – находка для издательства.

С ним согласился и Олег Еремин, директор издательства «Серафим и София», отметивший, что пропаганде книги весьма способствует клубная система, в рамках которой объединяются истинные любители книги. Через них информация о достойных внимания книжных новинках распространяется быстрее и надежнее, чем через СМИ.

Участники круглого стола были единодушны в положительной оценке деятельности библиотек, активно пропагандирующих книги, их авторов и чтение как таковое, а также культурно-общественных инициатив, создающих те самые информационные поводы, которые дают журналистам возможность внести свой вклад в повышение интереса широкой публики к литературным новинкам и к их создателям.

Директор библиотеки имени Горького Светлана Мальдова также отметила готовность библиотекарей поддержать любую инициативу такого рода. «Тверской переплет» – пример как раз такой инициативы, способной изменить в лучшую сторону отношение наших земляков к книжной культуре.

Источник: https://tverlife.ru/news/prestizh-avtora-zavisit-ot-prestizha-literatury-esli-chitatel-ne-znaet-pisa...



Просмотров: 7180