1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Поэт сентиментального образа

Поэт сентиментального образа

01.08.2022 - 15.08.2022 Зал искусств 12+

265 лет назад в городе Миргороде, воспетом Гоголем, родился мастер портретной живописи Владимир Лукич Боровиковский – потомственный иконописец, чей талант разглядела Екатерина II и открыла дорогу в столицу, где он совершенствовал своё мастерство и создавал прекрасные работы.

На рубеже XVIII-XIX веков к художнику пришла известность. Боровиковский получает множество заказов от самодержцев, государственных мужей, полководцев, церковных деятелей. Именно тогда проявилось своеобразие его живописного стиля, в котором нежная задушевность сентиментализма сочеталась с классицистической монументальностью композиций.

Внимание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность. Поза, движение рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в котором выступало лицо модели. Боровиковский выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов, перламутровость и гладкость («фарфоровость») живописной поверхности соединились у мастера с чёткостью рисунка и классической строгостью линий.

Среди ранних его работ выделяется очаровательный портрет Ольги Кузминичны Филипповой (жена архитектора П.С. Филиппова, друга художника), изображённой в белом утреннем туалете на фоне сада. Образ молодой женщины с розой в руках, лишён всякой жеманности и кокетства. Наоборот, он полон почти детской нежности и мечтательной задумчивости.

Боровиковский писал не только дворянок, но и – одним из первых в русской живописи – крестьян. В частности, прославили его две работы этого жанра – «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» и «Лизанька и Дашенька», – на которых были запечатлены крепостные девушки князя Львова. Художнику удалось показать ту особую сердечность, наивность и чистоту, которой были исполнены юные создания.

Работы Владимира Лукича были по достоинству оценены Советом Академии художеств, давшим ему звание академика, а позже – почётное звание советника. Но ни слава придворного художника, ни деньги, которые он получал за многочисленные заказы, не изменили живописца: всецело преданный искусству Боровиковский не заводил семью и вёл сосредоточенную, замкнутую жизнь, до конца своих дней, почти не выходя из мастерской. Чуждый светской суеты, он даже отказался преподавать в Академии, но зато предоставлял свой дом энтузиастам-ученикам, которых он безвозмездно учил и содержал за свой счёт, в их числе был и знаменитый впоследствии Венецианов.

В последние годы своей жизни прославленный живописец вернулся к иконописи, с которой начался его творческий путь, и написал немало икон для петербургской церкви на Смоленском кладбище и для Казанского собора. Боровиковский умер в апреле 1825 года, на 68-м году жизни, оставив после себя сотни произведений, созданных им почти за четыре десятилетия упорной работы в Петербурге. Его любимый ученик Венецианов писал об этом в одном из писем к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников».

Наиболее полную информацию о творческом и жизненном пути художника вы сможете почерпнуть из изданий выставки зала искусств «Поэт сентиментального образа», подготовленной к дню рождения живописца.

В фундаментальной монографии «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков», доктор искусствоведения Татьяна Васильевна Алексеева анализирует наследие мастера, осмысливает параллельные явления в смежных областях искусства, рассматривает общие историко-культурные проблемы той эпохи. Она с максимально возможной полнотой выявила и опубликовала весь круг произведений художника, как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней.

Особый интерес представляет издание Русского музея, посвящённое религиозной живописи Боровиковского – явлению своеобразному, не имеющему аналогов в русском искусстве Нового времени. Она высоко ценилась современниками, но очень скоро оказалась почти забытой. Однако именно в иконах и картинах религиозного содержания наиболее ярко проявилось своеобразие творческого почерка и духовной составляющей индивидуальной манеры выдающегося живописца.

Украшают выставку альбомы главных и периферийных музеев нашей страны. Качественные репродукции, опубликованные в них, дополняют представление о талантливом и неповторимом портретисте.

Ждём вас! Выставка будет работать до 15 августа.

Справки по телефону: 34-95-59

Просмотров: 2414