Опередивший время

15.11.2019 - 30.11.2019 Зал нотно-музыкальной литературы

«Мы благодарны искусству за то, что оно
непрерывно рассказывает что-то о мире и о человеке,
чего логически сформулировать невозможно».

А. Шнитке

24 ноября исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося музыканта, теоретика и педагога Альфреда Гарриевича Шнитке. Его жизнь была полна крутых поворотов и загадок – идеологические запреты на исполнение произведений в Советском Союзе, музыка к кинофильмам, переезд в Германию, слава…

Мировая известность пришла к композитору раньше, чем широкое признание в собственной стране. В 1979 году после постановки в Париже режиссёром Юрием Любимовым и дирижёром Геннадием Рождественским оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», музыку к антрактам для которой он написал, композитор оказался в опале. Тем не менее, по настоянию творческой общественности, его произведения продолжали звучать в крупных концертных залах страны, он писал статьи, выступал с докладами, давал интервью, принимал активное участие в работе Московской секции Союза композиторов РСФСР.

1980-е годы для Шнитке – период подлинного профессионального триумфа, он становится членом-корреспондентом нескольких немецких академий искусств, Королевской Шведской Академии музыки, а в 1986 году получает престижную Государственную премию РСФСР им. Н.К. Крупской, звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. К этому времени состояние его здоровья начинает ухудшаться. С 1985 года, он упорно борется с тяжелым недугом, и в 1990 году вынужден вместе с женой, пианисткой, выпускницей Московской консерватории, Ириной Фёдоровной Катаевой-Шнитке и сыном Андреем уехать на лечение в Германию. Поселившись в Гамбурге, Шнитке принимает приглашение от руководства местной консерватории и вновь возвращается к педагогической практике, однако последовавшие один за другим инсульты привели к печальному концу.

«Творчество – это беспрерывный экзамен перед собой», – писал Шнитке, соблюдая этот принцип в каждом своём произведении. Его наследие необычайно многообразно, оно охватывает самые разные жанры: четыре оперы, три балета, девять симфоний, инструментальные концерты (два – для фортепиано, два – для виолончели, четыре – для скрипки, гобоя, альта, арфы и струнных), оратория «Нагасаки», Реквием, хоровые концерты, музыка для кино и театра, сочинения для фортепиано и многое другое.

Музыкальный язык композитора менялся на протяжении всего жизненного пути: от авангардных сочинений через метод полистилистики к пластическому взаимопроникновению, синтезу различных стилей. При этом даже в самых своих прогрессивных сочинениях Шнитке уделял особое внимание слуховому восприятию музыки, адресованной не только искушённым знатокам, но и любой, готовой к экспериментам, публике.

Приглашаем вас открыть для себя Альфреда Шнитке. В этом помогут представленные на выставке издания, содержащие интервью композитора, выступления, статьи, заметки, воспоминания выдающихся музыкантов о мастере, исследования музыковедов, а также записи его музыки – мира параллельных измерений, где существуют разные жанры и времена, иррациональность и отражение действительности, гротеск и трагедия.

Ждём вас в зале нотно-музыкальной литературы с 15 по 30 ноября.

Просмотров: 6437