1. Главная страница
  2. Мероприятия
  3. Выставки
  4. Выставка из цикла «Сегодня слушаем на виниле …»

Выставка из цикла «Сегодня слушаем на виниле …»

01.06.2019 - 30.06.2019 Зал нотно-музыкальной литературы

«Как дуб вырастает из жёлудя, так и вся
русская симфоническая музыка повела своё начало
из «Камаринской» Глинки»
П.И. Чайковский

 

В зале нотно-музыкальной литературы работает выставка из цикла «Сегодня слушаем на виниле…», посвящённая 215-летию со дня рождения одного из величайших русских композиторов, основоположника национальной композиторской школы – Михаила Ивановича Глинки.

 

Потомственный польский дворянин Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе Новоспасское, Смоленской губернии, в имении своих родителей 1 июня 1804 года. Его отец был капитаном в отставке и не жалел денег на благоустройство своего села, за что крестьяне его безмерно любили. С детства Михаил проникся простым сельским бытом, общаясь с крестьянами на равных, понимая их проблемы, тяготея к простому народному творчеству. Композитор вёл автобиографические записки, в которых и сам подтверждал, что услышанные в детстве песни стали причиной его глубокой любви именно к русской музыке. Он рано выучился игре на скрипке и фортепиано, пробовал сочинять музыку, замечательно пел и так же хорошо рисовал.

 

Центральное место в экспозиции занимают грамзаписи, освещающие оперное творчество музыканта. Это подарочные издания, с красочно оформленными обложками, содержащими вкладки с либретто.

 

Оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Михаил Иванович Глинка положил начало новому жанру – народной музыкальной драме. В ней рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польского войска на Москву. Запись сделана в 1979 году в сопровождении хора и оркестра Большого театра под руководством дирижёра Марка Эрмлера. Действующие лица: Сусанин – Евгений Нестеренко, Антонида – Бэла Руденко, Собинин – Владимир Щербаков, Ваня – Тамара Синявская.

 

В «Руслане и Людмиле» на первый план выдвинуты величавые образы Киевской Руси, былинного богатырства, красочно представлен мир Востока. После создания этой оперы за композитором исторически закрепилось первенство в создании сказочно-эпического жанра в музыке. Фрагменты из «Руслана и Людмилы» стали мировыми музыкальными шедеврами. Вниманию посетителей выставки предлагается постановка оперы 1952 года, где ведущие партии исполняют Иван Петров, Вера Фирсова, Евгения Вербицкая, Алексей Кривченя.

 

Следующий раздел представлен инструментальными и симфоническими творениями мастера. Особый интерес вызывают «Соната для альта или скрипки с фортепиано» и «Большой секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса». Влечение к инструментальному ансамблю возникло у Глинки очень рано, с ним связаны его яркие воспоминания детства. «Однажды (помнится, что это было в 1814 или 1815 году, одним словом, когда я был по 10 или 11-му году) играли квартет Крузеля с кларнетом; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление. Я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии …».

 

Почти все произведения Глинки для симфонического оркестра написаны им в последнее десятилетие жизни. В 1847 году Михаил Иванович вернулся на родину после длительного заграничного путешествия. «В то время, – пишет он в своих записках, – случайно я нашёл сближение между свадебною песнею «Из-за гор, гор, высоких гор», которую я слышал в деревне, и плясовою «Камаринскою», всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесы на оркестр под именем «Свадебная и плясовая». Так появилась редчайшая из партитур русской инструментальной музыки – фантазия на две русские песни, названные Глинкой по совету В. Одоевского «Камаринская». В симфоническом творчестве Михаила Ивановича помимо «Камаринской» наиболее значимы увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия» и оркестровая музыка к трагедии «Князь Холмский». Вы сможете прослушать эти произведения в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Симфонического оркестра Всесоюзного радио, дирижёр Александр Васильевич Гаук.

 

Завершает экспозицию раздел, посвящённый вокальному творчеству русского гения. «В музыке, особенно вокальной, – говорил Глинка, – ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не изменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя акцент, придавая устам то улыбку, то серьёзное, строгое выражение». Всего композитором создано около восьмидесяти романсов, в которых он использовал тексты двадцати поэтов: А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского, Е. А. Баратынского и других. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Особо известные для нас – «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Слышу ли голос твой», «Жаворонок», «Попутная песня».

 

Исполнение романсов требует высокой профессиональной культуры, тонкого чувства стиля. Этими качествами обладала советская камерная певица Нина Дорлиак (лирическое сопрано). Предложенная вниманию посетителей пластинка воспроизводит концерт, записанный в Малом зале Московской консерватории 21 ноября 1953 года, он покоряет художественно-эмоциональной выразительностью, органической слитностью вокальной партии (Н. Дорлиак) и фортепиано (С. Рихтер).

 

Предлагаем вам окунуться в мир гениальной русской музыки, приобщиться к шедеврам национального и мирового искусства. Выставка работает до 30 июня. 

Просмотров: 7616